Лента новостей

Лента новостей

Наука и Техника

Наука и Техника

Возможно кто- то и слышал из Вас о том, что компания “Ростелеком” уже второй год ведет глобальную стройку магистрали связи на Дальнем Востоке. С 2014 года ведется строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) Камчатка – Сахалин – Магадан. В июне 2015 года, эта стройка перешла к самой сложной части этого проекта — к прокладке подводного кабеля. Эту работу ведет судно-кабелеукладчик компании Global Marine Сable Innovato. Прежде чем рассказать о нём, предлагаю совершить небольшой исторический экскурс и познакомиться с некоторыми из этих судов от дней вчерашних до дней сегодняшних.

Необходимость линий телефоно-телеграфной связи и электропередачи между континентами и отдельными участками суши морей вряд ли кто-то будет отрицать. Что касается сухопутной прокладки линий связи- здесь всё более-менее понятно, а вот прокладка морских коммуникаций потребовала создания специальных судов-кабелеукладчиков. 

Одним из первых таких судов было “Фарадей”–   судно компании “Siemens Brothers”, построенное в 1874 году компанией C. Mitchell & Company Ltd. на верфях в Ньюкасле. 

Картинки по запросу geçmişten günümüze deniz ulaşım araçları

CS Фарадей в 1874 г. Изображение предоставлено и авторского права © Siemens Corporate Archives, Мюнхен.

За 50 лет эксплуатации в качестве кабелеукладчика «Фарадей» уложил 50 000 морских миль кабеля. Среди его кабельных работ прокладка линий Ри Бич, Нью-Гемпшир, США — Тор-Бей (1874), Кансо, Новая Шотландия — Нью-Йорк [2 кабеля] (1889), Мурманск, Россия — Архангельск, Россия (1918).

“Грейт-Истерн”– британский пароход, спроектированный Изамбардом Брюнелем, знаменитым инженером и изобретателем, и спущенный на воду в 1858 году. 

Картинки по запросу грейт истерн

Судьба этого парохода сложилась трагично и печально. Изначально он строился как пассажирское судно и  предназначался для рейсов в Индию вокруг Африки без пополнения запасов топлива. Был крупнейшим в мире кораблём XIX века и расчитан на перевозку 4000 пассажиров. Параметры достигнутые «Грейт Истерн» были превзойдены лишь много десятилетий спустя: по длине — лайнером «Океаник», по водоизмещению — лайнером «Лузитания», по пассажировместимости — лайнером ” Император”. Подробнее об этом морском Левиафане можно прочитать здесь.

Из-за дурной славы (большого числа связанных с ним несчастных случаев) его колоссальная по тем временам пассажировместимость оказалась невостребованной и в январе 1864 “Грейт Истерн” был отдан в аренду компании “Atlantic Telegraph Company”, которая переоборудовала его в кабелеукладчик.

Велика заслуга парохода в прокладке Трансатлантического телеграфного кабеля. Первый трансатлантический телеграфный кабель был с большим трудом проложен в 1857—1858 кораблями “Агамемнон” и «Ниагара», однако уже через месяц после первой телеграммы, в сентябре 1858, связь по нему прекратилась. 

15 июля 1865 “Грейт Истерн” отплыл от берегов Ирландии, раскладывая кабель по дну, но сначала на второй, затем на седьмой день плавания регистрировались повреждения изоляции: провода, сделанные из твёрдой и хрупкой стали, ломались на изгибах и прорывали изолирующую оболочку. Приходилось поднимать их и ремонтировать. 2 августа кабель (было проложено уже 1 968 км) оборвался и ушёл на дно. Все попытки поднять его оказались тщетны.

С учётом недостатков предыдущего был изготовлен новый кабель, и «Грейт Истерну» удалось за 15 дней (с 13 по 27 июля 1866 года) проложить его по дну океана между континентами. 9 августа «Грейт Истерн» вышел к месту обрыва утерянного в 1865 году кабеля. Его удалось поднять, нарастить и 8 сентября довести до Ньюфаунленда. Всего в 1865—1874 «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей и один из Бомбея в Аден (14—28 февраля 1870) общей длиной более 25 000 км.

На протяжении последующих лет в разных странах для прокладки подводных кабелей строились различные специализированные суда.

Кабелеукладчик C/S “Nexans Skagerrak”. фото: http://www.offshore-industry.net/

Кабелеукладчик C/S “Nexans Skagerrak” является первым судном своего типа, специально спроектированным для транспортировки и прокладки подводных высоковольтных силовых кабелей. Судно оборудовано поворотной платформой (кругом) диаметром 29 метров, способным нести до 7000 т кабеля. Снабжено системами контроля укладки кабеля и динамического позиционирования, а также, для работ по заглублению и безопасной прокладке кабеля использует ROV систему.

Картинки по запросу китайский кабелеукладчик JIAN JI 3001 википедия

Китайский кабелеукладчик JIAN JI. Компания-судовладелец и оператор – Shanghai Foundation Engineering Group Co,Ltd фото: wikimapia.org

Кабелеукладчик принял участие в прокладки силового кабеля через Керченский пролив из материковой России в Крым.

Судно кабелеукладчик «Atlantic Guardian»

«Atlantic Guardian»– одно из самых продвинутых судов мира. Его экипаж осуществляет обслуживание 40 кабельных магистралей между Англией и Нью-Джерси, Ньюфаундлендом и Францией, Рок-Айлендом и Испанией. Скорость и надежность – отличительные черты этого судна- кабелеукладчика, независимо от степени волнения Атлантики.

Кабелеукладчик проекта 15310, строящихся на Зеленодольском судостроительном заводе в интересах ВМФ РФ. фото: http://nevskii-bastion.ru/

В апреле 2016 года компания “Кронштадт Технологии” (входит в состав Группы “Кронштадт) заявила о готовности проектной документации на интегрированную систему управления для кабелеукладчиков проекта 15310, строящихся на Зеленодольском судостроительном заводе в интересах ВМФ РФ. Интегрированная система управления для кабелеукладчиков, разработанная компанией «Кронштадт Технологии» и являющаяся «ноу-хау» предприятия, объединит всю судовую автоматику кабельного судна, включая специализированные механизмы по укладке кабеля.

Кабелеукладчики океанского класса «Волга» и «Вятка» проекта 15310 предназначены для прокладки, подъема и ремонта подводных волоконно-оптических кабельных линий связи, в том числе в условиях крайнего Севера. 06 января 2015 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО „Холдинговая компания „Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки корпусов двух кабельных судов проекта 15310, спроектированных ООО «ХС Морское проектирование“ (г. Северодвинск).

Суда оснащены комплектом кабелеукладочного оборудования обеспечивающего автоматизированную укладку кабеля с кормовой части судна и ремонт кабеля с носа. Также предусмотрен комплект оборудования обеспечивающего и задействованного в процессе проведения кабелеукладочных работ в ледовых условиях. Для хранения укладываемого кабеля предусмотрены два основных кабельных тенкса и два резервных, общая масса загружаемого кабеля достигает порядка 5500 тонн.

Особенности разработанного кабельного судна отличают его от типичных кабельных судов, в частности предлагаемых зарубежными компаниями, и придают ему статут «Не имеющего аналогов в своем классе».

Сдача судов запланирована на 2018 и 2019 год соответственно.

А теперь пришло время вернуться к началу статьи и дать ответ на  вопрос, что представляют из себя подводная волоконно-оптическая линия связи (ПВОЛС) Камчатка – Сахалин – Магадан и судно-кабелеукладчик Сable Innovator” компании Global Marine.

Строительство линии связи Камчатка – Сахалин – Магадан. Экскурсия на Cable Innovator — судно-кабелеукладчик

2 августа 2016 г.

     Автор: @ZekaVasch

Вот так выглядит схема линий связи, которые строит “Вымпелком” на Дальнем Востоке.

* Для просмотра иллюстраций наведите курсор на изображение и щёлкните левой клавишей мышки. 

* To view the illustration, place the cursor over the image and click the left mouse button. 

ОВЛС для Дальнего Востока

«Ростелеком» пригласил несколько представителей СМИ на борт “Сable Innovator”, дабы показать это чудо техники, которое ведет самую трудную работу в этом проекте.

Судно-кабелеукладчик компании Global Marine Сable Innovator

 

Сable Innovator” — крупнейший в мире кабелеукладчик для оптики, построен в 1995 года на верфи Kvaerner Masa в Финляндии. Представляет из себя дизель-электроход (двигатели дизельные, но привод на винты электрический). Оборудован кучей всяких систем стабилизации и подруливающими устройствами для того, чтобы позиционировать корабль в любых условиях с точностью до метра.

На фото видно, что судно оборудовано двумя рубками, носовой и кормовой. В кормовой рубке сидят сотрудники, отвечающие за сам процесс укладки, в носовой все так же как и у всех других кораблей: капитан, штурман.

Имеется 3 трюма для кабеля — танка, их вместимости хватит проложить кабель на пол земного шара.

Оборудование рубки судна (всемирная и российская навигация, и собственно место работы судоводителя):

А это кормовая рубка управления. Тут более чуткие и тонкие инструменты управления судном. С помощью этих джойстиков и системы стабилизации можно двигать корабли буквально по метру вправо-влево:

Схема устройства корабля

Для прокладки под водой используется 2 устройства — Плуг и Робот. Плуг опускают с кормы и волокут за кораблем. Он пропахивает на дне моря траншею и в нее закладывает кабель. Плуг это основной инструмент. А вот робот используется уже в экстренных случаях, когда на дне моря скалы, когда кабель оборвется и потребуется найти его конец, и для ремонта подводных кабелей.

На дно, с корабля, опускают плуг и включают малый вперед. Он роет траншею, в нее закапывается кабель.

Для безопасности, в прокладке кабеля с Магадана на Сахалин участвовало еще одно судно-буксир «Нептуния». Оно было на подстраховке и попутно тралом очищало дно от возможного мусора. Вот оно:

Если все прошло хорошо и кабель дотянули от берега до берега, то его подключают к береговой станции. А от станции уже, по старинке, проводами тянут интернет до потребителя.

В Магадане у Ростелекома все сложилось успешно. Кабель протянули, полгода тестировали и сейчас продают быстрый интернет всем желающим.

Познавательно видео:

 

Метки: , , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.

наверх Счетчик PR-CY.Rank