Наука и Техника

Наука и Техника

Космические технологии

Даже до заокеанского бизнесмена дошло, что российские космические двигатели – недостижимая мечта для американцев. В этом признался не кто иной, как Илон Маск.

 

РД-180 великолепен: Илон Маск признал очевидное

24 декабря 2019 г.

      Автор: Покровский Александр

Американский бизнесмен Илон Маск заявил, что конструкция российского ракетного двигателя РД-180 великолепна.

РД-180 великолепен: Илон Маск признал очевидное

Фото: PhotoRoman / Shutterstock.com

Кто такой Маск? Что такое – американский бизнесмен? Отчего все вдруг кинулись цитировать его слова о российском ракетном двигателе? Да, товарищ Валентин Глушко ко времени рождения товарища Маска уже успел отсидеть по статьям 58-7 и 58-11 УК РСФСР, создать двигатель РД-107 для ракеты Р-7 Сергея Королёва, быть реабилитированным и стать Героем Соцтруда, опять расплеваться с Королёвым, а потом возглавить королёвское конструкторское бюро, ставшее НПО «Энергия», а Илон Ривкин Маск только снял памперсы и, как пишут в его официальной биографии, «подвергался насилию со стороны сверстников».

Так что не очень понятен восторг русской прессы от того, что этот человек так отозвался о русском ракетном двигателе.

А как отозвался?

Царьград, относясь, понятное дело, к любым высказываниям западных общественных деятелей со здоровым скептицизмом – что нам очередное озарение западных варваров? – с удовольствием, однако, воспользуется этим случаем для того, чтобы вспомнить и рассказать, что это за двигатель. Который похвалил «сам» Илон Маск!

Итак, что же он сказал? Его обескуражило («It’s embarrassing»), что корпорации Lockheed Martin и Boeing «вынуждены» использовать российский двигатель на Atlas.

Но его конструкция блестящая, — написал Илон в своём Twitter.

Фото: www.globallookpress.com

It’s embarrassing that Boeing/Lockheed need to use a Russian engine on Atlas, but that engine design is brilliant
356 человек(а) говорят об этом

Так что давайте отбросим восторги: бизнесмен от космоса Маск написал о том, что ему больно за США и смешно за «Локхид» и «Боинг», которые покупают не его красивые двигатели, а русское старьё 1970-х годов. Хотя и бриллиантовое, да. Тут отдадим должное Илону Маску – он производит впечатление бизнесмена старой школы, который отдаёт должное конкурентам. Благородный такой конкурент.

А что за двигатель?

РД-180 – большая история противостояния двух друзей и двух соперников. Причём друзей по духу, а соперников… Сложных очень соперников. Когда Глушко, в общем, посадил Королёва, не выдержав методов допроса НКВД. Впрочем, после доноса их коллеги Андрея Костикова это не имело принципиального значения — кто кого сдал: в итоге авторское свидетельство на изобретение «механизированной установки для стрельбы ракетными снарядами различных калибров» получил Костиков. А кто там попутно куда попал из истинных разработчиков ракет для «Катюши», а кого и вовсе расстреляли, значения не имело.

Но что Глушко, что Королёв были гениями, что история и подтвердила.

Глушко в своё время сделал двигатель РД-107 для знаменитой ракеты-носителя Р-7. Или «Восток». Или «Союз». В общем, для носителя, на той или иной модификации которого летают современные пилотируемые русские космические корабли. Более того: РД-107 и сегодня используется на боковых блоках ракет-носителей «Союз-У» и «Союз-2».

Итак, линейка: на РД-107 летали первые спутники, первые межпланетные станции к Луне, Марсу и Венере, корабль «Восток» с Гагариным и корабли «Восход», «Союз» и «Союз-Т». РД-180 вырос из него.

Что он может?

Во-первых, он работает на относительно экологичной паре керосин — жидкий кислород. Не сравнить с гептилом ещё одного конкурента в космической истории России – Челомея с его УРами («Прогресс» из того семейства).

Во-вторых, при том, что данный тандем сложен в обслуживании, он задаёт более чем хорошие рабочие характеристики: тяга 423,4 тонн-силы (тс), удельный импульс — 337,8 секунды.

В-третьих, что особенно важно, этот двигатель по основным параметрам превосходит двигатели, которые американцы использовали в своих ракетах «Сатурн», с помощью которых летали на Луну. Или будто бы летали.

И дело не в том, что РД-180 – относительно новый двигатель, созданный в середине 1990-х годов. Но он был создан на основе РД-170, который стоял на до сих пор не превзойдённой ракете «Энергия», на первой её ступени. А это – те же 1970-е годы, когда русская космонавтика уже познала ограничения по финансам, но ещё считалась священной коровой, сделавшей «нос» американцам: что нам эта Луна, когда мы космические станции на орбиту вешаем?

Вот таким образом и был разработан космический двигатель мощностью около 20 млн лошадиных сил. Это самый мощный ракетный двигатель из когда-либо созданных человечеством.

Двигатель и американцы

Когда некоторые наши блогеры издеваются над американцами, которые, мол, не способны повторить даже РД-180, хотя кричат, что бывали на Луне, — оные блогеры не совсем правы. Американцы способны повторить, более того, они не раз рассматривали вопрос производства этих двигателей на своей территории. Давайте не забывать, для кого 90-е были «святыми».

Фото: Baranov E / Shutterstock.com

Но в процессе участвует ещё и экономика. Патентные права на конструкцию двигателя принадлежат НПО «Энергомаш» – тому самому глушковскому заводу. Сколько будет стоить право использования результата этой интеллектуальной деятельности – неизвестно. Но поскольку каждый двигатель продаётся для американцев за копейки — около 10 млн долларов за единицу, то им нет и смысла дёргаться. Тем более что при всех взаимных санкциях и трениях со стороны России звучат лишь… м-м-м, обозначения угрозы:

Мы могли бы сейчас, например, перекрыть поставку реактивных двигателей РД-180 для американских ракет. Мы обсуждали этот вопрос. Подумали — зачем?

Действительно. Мы же не воюем с американцами.

Зато они вовсю занимаются тем, чтобы заместить РД-180 своими изделиями. Так, совсем недавно было заявлено, что США нашли замену нашему двигателю. Им должна стать машина BE-4 компании Blue Origin. Кроме того, активно дёргается на этом рынке и тот самый пресловутый Илон Маск.

И вот тут вопрос, отчего он вдруг рассыпался в похвалах нашему РД-180, получает дополнительное измерение. А не планирует ли он взять на себя его поставки в Америку? Он ведь не изобретатель, чтобы на эту тему ни говорили. Не Глушко. Он просто бизнесмен.

Справка

РД-180 — российский двухкомпонентный (горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород) жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан в середине 1990-х годов, производится «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко». (подробнее см. ссылку).

Метки: , , , , , , , , , , , ,

8 комментариев на «Это интересно: Что же это за «движок» такой РД-180, что от него в восторге САМ Илон Маск, а в мире ему нет и не предвидится в ближайшее время равных?»

  1. I all the time emailed this webpage post page to all my associates,

    since if like to read it then my friends will too.

  2. I simply want to tell you that I am all new to weblog and actually liked this website. More than likely I’m likely to bookmark your blog post . You surely come with exceptional articles and reviews. Cheers for sharing your web-site.

  3. Hello there! This blog post could not be written much better!

    Reading through this post reminds me of my previous roommate!

    He continually kept preaching about this. I most certainly will send this information to him.

    Fairly certain he'll have a very good read.

    Thanks for sharing!

  4. g:

    Greetings from Idaho! I'm bored to tears at work so I decided to browse your site on my iphone during lunch break.

    I enjoy the info you present here and can't wait

    to take a look when I get home. I'm shocked at how fast your blog loaded on my mobile ...

    I'm not even using WIFI, just 3G ... Anyways, awesome site!

  5. You're so awesome! I do not believe I have read through a single thing like

    this before. So nice to find another person with some

    unique thoughts on this issue. Seriously... many thanks for starting this up.

    This site is one thing that's needed on the internet, someone with a bit of originality!

  6. Nice post. I was checking continuously this blog and I'm impressed!

    Extremely helpful info specially the last part 🙂 I care for such

    info much. I was seeking this particular info for a very long time.

    Thank you and best of luck.

  7. I'm really enjoying the theme/design of your web site.

    Do you ever run into any internet browser compatibility issues?

    A handful of my blog audience have complained about my blog

    not operating correctly in Explorer but looks great in Firefox.

    Do you have any solutions to help fix this problem?

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank