Россия продлит срок службы старых «Русланов» и начнёт разработку собственного супертяжёлого транспортного самолёта в качестве замены продукции украинской компании «Антонов». Кроме того, в рамках госпрограммы вооружений до 2027 года планируется построить несколько десятков кораблей на воздушной подушке и создать опытный образец экраноплана с ракетным вооружением для охраны Северного морского пути.
По мнению экспертов, речь идёт о доведении до совершенства проектов времён СССР на новом технологическом уровне.
«Большой задел»: почему разработки 1980-х годов снова актуальны для российской авиации и флота
31 июля 2018 г.
Москва оценивает перспективы продажи за рубеж кораблей проекта «Каракурт», оснащённых ракетами «Калибр».

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» запускает ракету «Калибр» во время итоговых учений корабельных группировок Каспийской флотилии РИА Новости
Российский вице-премьер Юрий Борисов, ответственный за развитие военно-промышленного комплекса, анонсировал сразу несколько новинок в области вооружений для авиации и флота, предусмотренных госпрограммой до 2027 года. Речь идёт как о поставках в вооружённые силы готовых изделий, так и о создании опытных образцов и проведении научно-исследовательских работ.
«Совершенно новый проект»
Именно научно-исследовательские работы будут проведены для того, чтобы создать замену легендарному самолёту Ан-124 «Руслан». Это самый большой военно-транспортный самолёт в мире, способный перевозить 120 тонн груза. Разработан он был ещё в СССР киевским КБ Олега Антонова. Впервые в воздух самолёт поднялся в 1982 году.
После 2014 года предприятие «Антонов» отказалось работать с Россией по планам производства в стране новых «Русланов». С российской стороны высказывались предложения производить их самостоятельно: до 2004 года самолёты строили как в Киеве, так и в российском Ульяновске.
Однако теперь от этой идеи решили отказаться в пользу модернизации старых самолётов и проведения научно-исследовательских работ по новому воздушному судну. «Научно-исследовательские работы по нему есть в плане в конце ГПВ», — подчеркнул Юрий Борисов.
Ранее в Объединённой авиастроительной корпорации заявляли, что в ближайшем будущем не намерены разрабатывать альтернативу “Руслану”.
Как отметил в интервью RT директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов, «Руслан» — машина достаточно уникальная, но это всё ещё советский проект, права на который остались на Украине.
«Нам необходимо создавать совершенно новый проект, используя и старые наработки. А для этого нужно начинать с самого начала — научно-исследовательских работ», — подчеркнул эксперт в беседе с RT.
По его мнению, подобную миссию на себя могут взять российские конструкторские бюро, занимающиеся разработкой военно-транспортной авиации, в частности Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина.

Ан-124 «Руслан» © mil.ru
По словам Борисова, ожидается значительная модернизация уже существующих Ан-124, включающая установку на самолёты проектируемых российских двигателей ПД-35 (начало серийного производства планируется к 2028 году), которые заменят стоящие сейчас на «Русланах» двигатели Д-18Т украинского завода «Прогресс». В таком случае «до 2050 года совершенно спокойно можно летать», констатировал чиновник.
«Сейчас даже нет необходимости строить новые самолёты («Руслан». — RT): у нас достаточно большой, с хорошим ресурсом парк существующих», — считает Юрий Борисов.
Эксперты отмечают, что в области развития военной авиации Россия продолжает курс на максимальное использование уже имеющихся самолётов путём их модернизации. В начале июля Борисов заявил также об отсутствии планов закупать для Минобороны в массовом порядке Су-57, пока Су-35 (самолёты четвёртого поколения), хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии, не отработали свой ресурс. До 2027 года в войска поступит лишь 12 российских самолётов пятого поколения.
Защищая Север
Ещё одна новинка, анонсированная Юрием Борисовым, — опытный образец экраноплана «Орлан» с ракетным вооружением. Он должен появиться до 2027 года.
Экраноплан — особый вид судов, внешне напоминающий гибрид самолёта и корабля, способный лететь над водной и иной поверхностью, не соприкасаясь с ней. На закате СССР на вооружение флота поступил экраноплан-ракетоносец «Лунь», вооружённый ракетами 3М80 «Москит». Предполагалось, что он будет использоваться на пространствах Каспийского и Чёрного морей. Однако после распада СССР работы в этом направлении и производство экранопланов остановились.
Теперь, по словам Юрия Борисова, основной задачей экранопланов-ракетоносцев станет патрулирование Северного морского пути, хотя боевые машины будут использовать также на просторах Каспия и Чёрного моря.
«Театр военных действий диктует соответствующие виды вооружений, — заявил RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. — На сегодняшний день Северный морской путь — логистическая структура, привлекающая мир, за ним будущее. Заказ вооружений и боевой техники исходит из таких стратегических планов».
К преимуществам экранопланов эксперты относят их незаметность на экранах радаров, скорость, возможность перемещаться как над открытой водой, так и над пространствами, покрытыми льдом. В то же время значительная часть военно-экспертного сообщества проявляет скепсис относительно перспектив этого вида транспорта: отмечаются трудности его применения в штормовую погоду.
«Экранопланы упоминаются в утверждённых президентом России в 2017 году Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», — подчеркнул в интервью RT главред журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
В 2017 году российские СМИ сообщали о работе нижегородского Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева над 600-тонным военным транспортно-десантным экранопланом «Спасатель», предназначенным для работы в Арктике. Ранее небольшие экранопланы ЭК-12П «Иволга» использовали Пограничные войска ФСБ России, но после 2012 года информации об их применении пограничниками не поступало.
Наследие СССР
Помимо экранопланов, к кораблям амфибийного типа относятся и суда на воздушной подушке. По словам Юрия Борисова, в госпрограмме вооружений до 2027 года запланировано создание нескольких десятков подобных судов.
«Хабаровский судостроительный завод всегда специализировался на алюминиевых корпусах. Я думаю, что сейчас ситуация на заводе пойдёт на поправку. В госпрограмме вооружений заложено строительство кораблей на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена» — первые побольше, вторые поменьше. Заказы на них будут размещаться именно там», — заявил чиновник.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» © www.almaz.spb.ru
Десантные корабли проекта 12322 «Зубр» — детище советской эпохи, это самые большие корабли на воздушной подушке в мире. Десантные катера проекта 12061 «Мурена» также начали строиться ещё в 1980-х годах.
По словам Ивана Коновалова, в том, что значительная часть проектов, анонсированных Юрием Борисовым, корнями уходит в разработки времён СССР, нет ничего страшного.
«В советские времена был сделан очень большой задел, и мы его ещё полностью не исчерпали. Его обязательно надо использовать: мы зря старались, что ли?» — отметил политолог.
С этой точкой зрения согласен и Андрей Кошкин.
«Ряд советских проектов вынуждены были положить в долгий ящик — в том числе по техническим причинам. Сегодня же возникает возможность и острая необходимость достать такого рода проекты, использовав для их реализации современные технологии, информационные системы, совершенно новые композитные материалы», — обрисовал ситуацию эксперт.
«Каракурты» с «Калибрами»
Среди подобных проектов — знаменитые крылатые ракеты «Калибр»: их начали разрабатывать также в 1980-х, но внедрили в войска гораздо позже. Сейчас это главный элемент вооружения малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». О перспективах их поставки на флот сегодня также проинформировал Юрий Борисов.

«Калибр», Сирия РИА Новости
«Сейчас началось строительство первой тройки этих кораблей на «Восточной верфи». Я думаю, что с выходом новых моделей интерес к ним возрастёт», — подчеркнул вице-премьер. Ранее сообщалось, что 18 кораблей проекта 22800 должны поступить на вооружение ВМФ, два из них — уже в текущем году.
Наличие на борту «Каракуртов» крылатых ракет «Калибр» дальнего радиуса действия Борисов рассматривает как преимущество в борьбе за внешние рынки вооружений.
«Эти корабли получились очень удачными: большой тоннаж, хорошее вооружение, а самое главное — это «Калибр». У корвета приемлемая цена, он небольшой, компактный, скоростной. Я считаю, что для ряда стран, особенно Азиатско-Тихоокеанского региона — Вьетнама, Китая, Индии и других, — у него хороший экспортный потенциал», — отметил вице-премьер.
Как подчеркнул Андрей Кошкин, важное преимущество «Калибров» заключается в том, что они блестяще зарекомендовали себя во время ударов по террористам в Сирии.
«Боевые условия являются основным критерием. «Калибры» показали себя по максимуму с высокой эффективностью», — заявил эксперт.
По мнению Ивана Коновалова, корабли проекта 22800 могут рассчитывать на хороший спрос на внешних рынках.
«Значительная часть наших традиционных партнёров в области военно-технического сотрудничества имеют протяжённые морские границы, неурегулированные споры на море, — отметил он. — А корабли нужны для действий в прибрежной зоне. К возможным клиентам я бы добавил Индонезию, Алжир и Иран, когда у него появится возможность реализовать свой потенциал по импорту вооружений».
По словам Андрея Фролова, сейчас любая продукция российского кораблестроения востребована на мировом рынке оружия.
«Практически к любому нашему строящемуся кораблю проявляется экспортный интерес», — подчеркнул политолог.
Метки: авиация, Александр Бовдунов, армия, будущее, Империя, Минобороны, мощь, наука, новость, Россия, СССР, техника, флот