ВОВ 1941-1945 гг.

ВОВ 1941—1945 гг.


Армия и Флот

Армия и Флот

Через реки, горы и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.

... Может быть, отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомёк.
Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.

(из песни «Песенка фронтового шофёра»)

Картина Юрия Пименова «Фронтовая дорога»

 

Внедорожники победы. Какие автомобили задавали тон в середине 40-х годов

10 мая 2018 г.

      Автор: Владимир Гаврилов

Война явилась двигателем прогресса. Техника получила серьёзный толчок для развития, и в 40-е годы прошлого века разработаны стандарты внедорожников, которые используются до сих пор. Какие же машины помогали нам побеждать?

Willys.

«Виллис-Форд»

Самый известный внедорожник всех времён появился на свет сразу после начала Второй мировой войны. Три американские фирмы — Bantam, Ford и Willys — в 1940 году представили на конкурс Министерства обороны разработки общевойскового автомобиля. Все они были похожи между собой, потому как в процессе изготовления военные не скрывали от участников проекта получаемой технической информации. Хотя все признают, что понравившаяся заказчикам концепция изначально придумана Bantam. Все три машины оказались «сырыми» и в начале 1941 года проходили испытания. Однако председатель войсковой комиссии, генерал Дуайт Эйзенхауэр, принял решение объединить усилия инженеров и провести унификацию для изготовления силами всех трёх фирм одной модели. Так на свет родился Willys МА, который в фордовской документации стал именоваться Ford GPW (Government Passenger Willys — Пассажирский, «Виллис», Военный). Именно усилиями Ford автомобиль получил столь массовое распространение.



Ford GPW.

Ford GPW. Фото: Shutterstock.com

Доведённый до ума автомобиль оснащался четырёхцилиндровым 2,2-литровым 60-сильным мотором и полноприводной трансмиссией с подключаемой передней осью. Максимальная скорость поднялась до 104 км/ч, а грузоподъёмность — до 250 кг. Конструкция машины поражала продуманностью и задала стандарты для военной техники на полвека вперёд: ветровое стекло ложилось на капот, фары поворачивались на 180 градусов и использовались для освещения моторного отсека, что удобно при ремонте. Ford GPW немного отличался от Willys МА в силу особенностей производства на разных заводах, но именно он дал название целому классу армейских вездеходов: «Джип». Военные примерно так произносили неказистую аббревиатуру GPW. Огромное количество таких машин поставлялось по ленд-лизу в СССР и в Англию.

Родоначальник класса

Советские конструкторы взялись за разработку собственного автомобиля повышенной проходимости. За основу взята прославленная «Эмка», которая встала на собственную полноприводную трансмиссию с передним мостом и редуктором. Такая модификация названа ГАЗ-61-73 и считается родоначальницей класса комфортабельных внедорожников SUV. Машина обладала закрытой кабиной, укрывающей от ветра и непогоды своих седоков. Это было необходимо высшему генералитету армии, часто разъезжавшему по расположениям войск. Естественно, просиживать в Willys часами на морозе было некомфортно, да и опасно для здоровья немолодых уже штабистов. Автомобиль располагал рядным шестицилиндровым мотором объёмом 3,5 л и мощностью 85 л. с. Трансмиссия четырёхступенчатая с раздаткой и подключаемым передком.

Внедорожником ГАЗ-61-73 во время войны пользовались маршалы РокоссовскийЖуковКонев и другие. С 1940 по 1945 годы на базе «Эмки» было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73 и 36 тягачей 61-417.

ГАЗ М-1 «Эмка».

ГАЗ М-1 «Эмка». Фото: РИА Новости

«Иван-Виллис»

Практически сразу после появления джипов за океаном подобные разработки начались и на Горьковском заводе. К 1943 году на основе ГАЗ М-1 был сконструирован открытый внедорожник ГАЗ-67, который в войсках получил прозвище «козлик» за прыгучесть и феноменальную проходимость. Ещё его в шутку называли «Иван-Виллис» за сходство с американским «джипом». Главным его предназначением было выступать в роли лёгкого тягача для транспортировки 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3 массой 1850 кг. Двигатель и раздатка специально настраивались на такой режим эксплуатации. Максимум момента в 180 Нм у 54-сильного мотора приходилось уже на 1400 оборотов, что облегчало движение в размокших суглинках. Четырёхступенчатая трансмиссия обладала очень короткими степенями для удержания максимума мощности. До конца войны в войска поступило более 4 тысяч машин, что было каплей в море по сравнению с 50 тысячами американских «джипов» в советской армии. Но автомобиль настолько хорошо зарекомендовал себя, что производился до 1953 года и успел повоевать даже в Корее. Всего из ворот предприятия выкатилось более 90 тысяч ГАЗ-67.

ГАЗ-67.

Три четверти тонны

«Додж три четверти» не менее культовая машина, чем «Виллис». К 1942 году стало ясно, что в манёвренной войне не хватает дивизионного тягача для транспортировки самых массовых 75-мм орудий. СССР остро нуждался в подобной технике, и с 1942 года к нам поставлялся удачный военный внедорожник: Dodge WC-51. Его грузоподъёмность составляла ¾ тонны (750 кг). Эта особенность и отложилась в простонародном названии. Крутящий момент в 250 Нм был доступен уже на 1400 оборотах. А мощности 95-сильного бензинового агрегата вполне хватало для транспортировки не только дивизионных орудий, но и корпусных тяжёлых пушек. В итоге Dodge WC-51 вместе с грузовиком «Студебекер» превратился в универсальный автомобиль «бога войны». Всего в советскую армию пришло по ленд-лизу более 25 тысяч «Доджей».

Dodge WC-51.

Dodge WC-51. Фото: Shutterstock.com

Плавающий «Виллис»

Самым же удивительным внедорожником войны считается амфибия Ford GPA. Этот автомобиль не так часто встретишь в фильмах про войну, однако на него буквально молились советские военачальники в 1944 и 1945. Эта машина выглядела как лодка на колёсах и была разработана Ford специально для осуществления десантных операций союзников на Средиземном море. Первое боевое применение Ford GPA произошло в ноябре 1942 года во время союзнической операции «Торч» при высадке на побережье Алжира и Марокко. Однако высокая морская волна создавала большие препятствия для использования амфибий на Средиземном море. Однако в Восточной Европе с её обилием рек и болот плавающий Ford GPA полюбился сразу. В основе машины лежала платформа от джипа Ford GPW и такой же 60-сильный мотор. В начале 1944 года на Москве-реке прошли испытания и было принято решение о широком внедрении амфибии в Советскую армию.

Амфибий в войска поступило более 3200 штук, и предназначались они для быстрого форсирования рек и занятия плацдармов. Сотни Ford GPA распределялись между батальонами спецназначения, которые во время крупных войсковых операций преодолевали десятки километров и с ходу форсировали реки ещё до появления немецких заслонов. Благодаря этим автомобилям наши передовые части обеспечивали высокую интенсивность наступления в Польше в начале 1945 года. Кроме того, Ford GPА трудились и в инженерных полках, где были незаменимы для установки плавучих переправ. После войны в СССР был разработан свой внедорожник-амфибия: ГАЗ-46.

Ford GPA.

Ford GPA. Фото: www.globallookpress.com


Метки: , , , , , , , , , ,

73 комментария на «Страницы истории: Покорители и властелины фронтовых дорог в годы ВОВ. «Виллис», «Эмка», «Додж три четверти», «Иван-Виллис» и король форсирования рек амфибия «Ford GPA»»

  1. Here is a superb Blog You might Find Exciting that we Encourage You

  2. Pretty! This was an extremely wonderful post. Thank you for providing this info. v.gd/hYvVUP

  3. The information talked about within the article are a number of the very best offered.

  4. Very good info. Lucky me I recently found your site

    by chance (stumbleupon). I've saved it for

    later!

  5. Excellent post. I was checking continuously this

    blog and I'm impressed! Extremely helpful information specifically the last part 🙂 I care for such information a lot.

    I was seeking this certain info for a long time. Thank you and best of luck.

  6. These are in fact wonderful ideas in about blogging. You have touched some pleasant factors here.

    Any way keep up wrinting.

  7. I used to be able to find good information from your content.

  8. Hi there everybody, here every person is sharing these kinds of knowledge, therefore it's good

    to read this web site, and I used to pay a quick visit this web site every day.

  9. vgacprlc,If you are going for best contents like I do, just go to see this web page daily because it offers quality contents, thanks!

  10. I just want to mention I'm beginner to blogging and site-building and certainly enjoyed this page. Probably I’m planning to bookmark your website . You surely have exceptional stories. Thank you for revealing your blog.

  11. g:

    Hurrah! After all I got a blog from where I be able to truly get valuable facts regarding

    my study and knowledge.

  12. I've been exploring for a little for any high-quality articles or blog posts in this kind of

    area . Exploring in Yahoo I eventually stumbled upon this web site.

    Studying this information So i'm satisfied to show that I have an incredibly excellent uncanny feeling I

    found out exactly what I needed. I most unquestionably will make sure to don?t omit

    this web site and provides it a look on a continuing basis.

  13. The information mentioned within the article are a few of the ideal obtainable

  14. we like to honor numerous other internet web-sites on the web, even if they arent linked to us, by linking to them. Below are some webpages worth checking out

  15. szphsimcy Yeezy Boost,Thanks for sharing this recipe with us!!

  16. ucpesgalxkm,Quality blog, keep up the good work. You may check our website also!

  17. rlfngpw,Your blog was informative and valuable to me. Thanks for sharing.

  18. lmfcoctl Yeezy 350,A very good informative article. I've bookmarked your website and will be checking back in future!

  19. Please check out the websites we comply with, including this one particular, because it represents our picks through the web.

  20. Usually posts some pretty fascinating stuff like this. If youre new to this site.

  21. zwpytfr,Hi there, just wanted to say, I liked this article. It was helpful. Keep on posting!

  22. bpywtuju,If you are going for best contents like I do, just go to see this web page daily because it offers quality contents, thanks!

  23. morengtu,Quality blog, keep up the good work. You may check our website also!

  24. faekxm,Quality blog, keep up the good work. You may check our website also!

  25. zntgdswit,Quality blog, keep up the good work. You may check our website also!

  26. jgqxnmfd,If you are going for best contents like I do, just go to see this web page daily because it offers quality contents, thanks!

  27. okwsasm,Some really nice stuff on this website, I enjoy it.

  28. This is one awesome post.Really thank you! Great.

  29. Awesome article. Really Great.

  30. I appreciate you sharing this blog.Much thanks again. Will read on...

  31. I really enjoy the article.Really thank you! Awesome.

  32. Thanks for sharing, this is a fantastic article.Thanks Again. Great.

  33. Im obliged for the blog. Really Cool.

  34. I truly appreciate this article.Really thank you! Want more.

  35. Great blog.Really looking forward to read more. Much obliged.

  36. FAQs:

    Awesome blog post.Really looking forward to read more. Keep writing.

  37. Very good blog article.Much thanks again. Really Cool.

  38. Very informative blog article.Really looking forward to read more. Fantastic.

  39. Very informative article post.Thanks Again. Keep writing.

  40. Thank you ever so for you blog.Really looking forward to read more. Fantastic.

  41. I think this is a real great blog post.Thanks Again. Fantastic.

  42. This is one awesome blog article.Really looking forward to read more. Much obliged.

  43. Major thankies for the article.Much thanks again. Fantastic.

  44. Awesome blog.Really looking forward to read more. Great.

  45. wow, awesome article post. Cool.

  46. Im grateful for the blog post.Thanks Again.

  47. Appreciate you sharing, great blog.Much thanks again. Really Great.

  48. Enjoyed every bit of your post.Much thanks again. Really Great.

  49. Im grateful for the post.Really thank you! Want more.

  50. A big thank you for your blog article.Much thanks again. Much obliged.

  51. I loved your blog article.Really looking forward to read more. Really Great.

  52. Awesome blog post.Much thanks again. Awesome.

  53. wow, awesome blog.Much thanks again.

  54. Thanks again for the article.Much thanks again. Keep writing.

  55. I really liked your blog article.Really looking forward to read more. Cool.

  56. «Thanks so much for the article. Will read on...»

  57. I loved your article.Much thanks again. Awesome.

  58. Appreciate you sharing, great blog article.Thanks Again. Want more.

  59. Looking forward to reading more. Great article post.Thanks Again. Really Cool.

  60. I really liked your blog article.Really thank you! Really Great.

  61. Really appreciate you sharing this blog post. Really Great.

  62. Say, you got a nice post.Really looking forward to read more. Want more.

  63. I loved your blog article.Much thanks again. Really Great.

  64. Im grateful for the blog post.Really thank you! Really Cool.

  65. Major thanks for the post.Much thanks again. Cool.

  66. I think this is a real great post.Much thanks again. Much obliged.

  67. A big thank you for your blog article.Thanks Again. Cool.

  68. FfWK1N I truly appreciate this post. I ave been looking all over for this! Thank God I found it on Google. You have made my day! Thank you again

  69. «Thanks so much for the blog article.Much thanks again. Great.»

  70. IgwpgC That is a great tip particularly to those fresh to the blogosphere. Simple but very precise info Appreciate your sharing this one. A must read article!

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank