Мощное ударное вооружение, самое современное электронное оборудование, высокая автономность плавания и заработанная за десятилетия репутация. На Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь” в Калининграде состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новом фрегате ВМФ России “Адмирал Макаров”.
“Супербуревестник”. Как новый фрегат усилит российский флот
27 декабря 2017 г.

Фото: © РИА Новости / Игорь Зарембо
“Адмирал Макаров” – это уже третий сторожевой корабль (СКР) проекта 11356 (глубокая модернизация советской серии 1135 “Буревестник”), который пополнит состав Черноморского флота: в Севастополе уже несут боевую вахту его “старшие братья” — “Адмирал Григорович” и “Адмирал Эссен”. Эти фрегаты стали первыми кораблями дальней морской зоны, которые ЧФ получил за последние 35 лет. О том, на что способен “Адмирал Макаров”, — в материале РИА Новости.
Универсальный корабль
Фрегаты проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий как против надводных кораблей, так и против подводных лодок, отражения атак вражеской авиации самостоятельно или в составе соединения, нанесения ударов высокоточным оружием по наземным целям, а также участия в антитеррористических и антипиратских операциях. Эти СКР с полным водоизмещением 4035 тонн являются по-настоящему универсальными и способны решить практически любую задачу на своем театре военных действий. Всего для нужд Черноморского флота Минобороны заказало шесть кораблей этого класса — так называемую “адмиральскую серию”. Три оставшихся фрегата — “Адмирал Бутаков”, “Адмирал Истомин” и “Адмирал Корнилов” — уже спущены на воду. Их должны передать ВМФ в 2020-2021 годах.
“Адмирал Макаров” войдет в самое мощное соединение Черноморского флота — 30-ю дивизию надводных кораблей во главе с флагманом, гвардейским ракетным крейсером “Москва”. Новые сторожевики со временем станут основной ударной силой этого военно-морского формирования. Каждый из них оснащен восемью ячейками универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) ЗС14 и может дать залп крылатыми ракетами “Калибр-НК” на дальность до 2,5 тысячи километров или противокорабельными “Ониксами” (до 500 километров). Свои боевые возможности “Адмирал Григорович” и “Адмирал Эссен” неоднократно демонстрировали в 2016-2017 годах, нанося удары высокоточным оружием по базам международных террористов в Сирии.

© РИА Новости / Алексей Даничев Фрегат “Адмирал Макаров” проекта 11356 на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге
Для боя накоротке “Адмирал Макаров” вооружен универсальной 100-миллиметровой корабельной артиллерийской установкой АК-190 с дальностью стрельбы до 21 километра. С подводными лодками вероятного противника ему помогут справиться двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ-6000, а также четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата. А для борьбы с воздушными целями фрегат вооружен зенитно-ракетным комплексом “Штиль-1” с дальностью стрельбы до 50 километров. Если же самолету или крылатой ракете противника удастся подобраться слишком близко, по ней отработают две шестиствольные зенитные установки АК-630М.
Весь этот солидный арсенал контролируется системой управления огнем “Пума”. Она обеспечивает дальний поиск, захват цели и ее сопровождение. Система управления кораблем представлена новым комплексом “Требование-М”. Он самостоятельно обрабатывает всю информацию, поступающую с постов корабля, систематизирует ее и уже в “удобоваримом” виде предоставляет человеку. Сторожевик максимально автоматизирован. Благодаря этому управлять 125-метровым фрегатом могут лишь 180 моряков (из них — 18 офицеров). Кроме того, по штату на борту должны находиться 20 морских пехотинцев и противолодочный вертолет Ка-27ПЛ или Ка-31 с экипажем.

© РИА Новости / Министерство обороны РФ Пуски крылатых ракет “Калибр” с фрегата “Адмирал Эссен” по объектам запрещенной в РФ террористической группировки ИГИЛ в Сирии. 5 сентября 2017
Чтобы корабль получился более защищенным и живучим, специалисты ПСЗ “Янтарь” внедрили в конструкцию надстройки элементы технологии “стелс” и в целом снизили его акустическую заметность. Последнего удалось достичь в том числе благодаря эффективной двухвальной газотурбинной установке типа COCAG. Она состоит из двух форсажных и двух маршевых двигателей, через сложные редукторы приводящих в движение два винта фиксированного шага. Суммарная мощность энергетической установки — 56 тысяч лошадиных сил. Благодаря ей “Адмирал Макаров” может развивать скорость в 30 узлов и уходить в море почти на пять тысяч миль. Максимальная автономность плавания составляет 30 суток.
Верные традициям
Важно отметить, что российская оборонная промышленность строит фрегаты проекта 11356 довольно быстрыми для постсоветского периода темпами. С момента закладки до принятия в строй каждого из трех действующих “Адмиралов” прошло не больше пяти лет. Все дело в том, что эта серия является глубокой модернизацией прекрасно себя зарекомендовавших в ВМФ СССР “Буревестников”. С 1968 года было построено 28 кораблей проектов 1135 и 1135М (из них 18 — на “Янтаре”), так что промышленности этот тип СКР хорошо знаком. К слову, два еще советских сторожевика — “Ладный” и “Пытливый” — продолжают нести службу в Черноморском флоте в одной дивизии с “Григоровичем”, “Эссеном” и “Макаровым”. Их возраст уже подходит к 40-летнему рубежу, но они по-прежнему представляют собой серьезную военную силу.
Моряки всегда уважали “Буревестники” за отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости. Эти корабли стали рабочими лошадками ВМФ СССР, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей страны. Это не преувеличение — в советских флотах сторожевики играли одну из основных тактических ролей.
“Бодрый” нес боевую службу на Средиземном море во время войны Судного дня в 1973 году и выслеживал американскую подлодку у Гибралтара. “Задорный” сопровождал тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” во время его знаменитого перехода из Севастополя в Видяево в ноябре-декабре 1991 года. “Доблестный” нес боевое дежурство неподалеку от порта Луанда во время гражданской войны в Анголе в 1980-х. “Ладный” охранял конвои гражданских судов в Персидском заливе во время Ирано-иракской войны. А СКР “Беззаветный” (водоизмещение 3200 тонн) 12 февраля 1988 года буквально вытолкал взашей крейсер “Йорктаун” ВМС США (водоизмещение 9800 тонн) из советских территориальных вод, совершив на него навал правым бортом в Черном море. После этой встречи “американец” несколько месяцев провел в ремонте.
Очевидно, что российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М, провели работу над ошибками и внедрили в “адмиральскую серию” множество новых технологий и решений. Напряженная ситуация в Сирии, постоянные заходы в Черное море кораблей стран НАТО говорят о том, что Черноморскому флоту необходимы мощные, скоростные и сравнительно небольшие корабли, способные вести бой со всеми типами целей. И “Супербуревестники” проекта 11356 под это описание подходят как нельзя лучше.
Подробно с фрегатами серии 11356R можно ознакомиться на портале “Бастион” (Карпенко. Военно-технический сборник. Журнал оборонно-промышленного комплекса)
Метки: армия, ВМФ, ВПК, новость, оружие, Россия, флот, фрегат "Адмирал Макаров", Черноморский флот