Наука и Техника

Общество

Посвящается 125-летию со дня рождения авиаконструктора С. В. Ильюшина — выдающегося советского авиаконструктора, трижды Героя Социалистического Труда, семикратного лауреата Сталинской премии, генерал-полковник-инженера, академика АН СССР.

Ильюшин — разработчик легендарного штурмовика Ил-2. Сегодня его имя носит ОКБ, среди текущих проектов которого легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые военно-транспортные самолеты, самолеты радиоэлектронной борьбы и пассажирские лайнеры.

 

Крестьянин-генерал: Восхождение Героя, изменившего отечественную авиацию 

31 марта 2019 г.

     Автор: РУССКАЯ ВЕСНА

Крестьянин-генерал: Восхождение Героя, изменившего отечественную авиацию (ФОТО) | Русская весна

Советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1967), доктор технических наук (1940), профессор (1948), академик АН СССР (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974) Сергей Владимирович Ильюшин родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии (ныне входит в состав Новленского сельского поселения Вологодской области).

Сергей Владимирович был младшим ребенком в многодетной крестьянской семье. Его детство и отрочество прошли на рубеже XIX–XX вв. в трудных условиях жизни русской деревни.

В автобиографии С. В. Ильюшин писал:

«Тяжелую физическую работу я стал выполнять очень рано, начав пахать землю в 1906 году, когда мне было всего лишь 12 лет, так как отцу в то время было уже 63 года, а матери 56 лет, и она уже не в состоянии была пахать землю».

В том же 1906 году он окончил земскую школу. В дореволюционной России это были начальные школы, с трех- или четырехлетним сроком обучения и одним или двумя учителями. Они отличались лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с министерскими и церковно-приходскими школами. По лучшим учебникам того времени в школе он учил чтение, письмо, арифметику, закон божий, а также основы природоведения, географии и истории.

Однако начальное образование не даёт специальности и постоянной работы, что вынуждало молодого паренька при пожилых родителях перебиваться случайными заработками.

Он трудился землекопом, косил сено, подрабатывал на красильной фабрике, затем разнорабочим на Коломяжском ипподроме Санкт-Петербурга, там же принял участие в создании на базе ипподрома Комендантского аэродрома.

В сентябре–октябре 1910 года на базе аэродрома прошел первый всероссийский праздник воздухоплавания, где были продемонстрированы достижения отечественной авиации. Именно этот эпизод сыграет ключевую роль в его судьбе. Однако на данном этапе своей жизни С. В. Ильюшин продолжал поиск достойной работы и в конце 1911 года поехал на строительство Амурской железной дороги, откуда спустя год переехал на строительство судостроительного завода в город Ревель (ныне — Таллин, Эстония) — «под крыло» старшего брата.

С началом Первой мировой войны его призывают в русскую императорскую армию, где он отбывает воинскую повинность с декабря 1914 года. Службу проходил в пехоте и начал ее в учебной команде, где до октября 1915 года изучал премудрости военного дела, а затем служил писарем роты.

По стечению обстоятельств из пехоты Ильюшин был направлен для прохождения службы в авиацию, на тот же Комендантский аэродром.

Участник Первой мировой войны. Воевал в составе аэродромной команды военного Комендантского аэродрома: помощник моториста, младший моторист, старший моторист, браковщик по самолетам. В 1917 году он поступил и окончил школу летчиков. Февральская, а затем Октябрьская революции в России и последующие события привели к демобилизации С. В. Ильюшина.

В 1919 году призван в Красную Армию. Участник Гражданской войны. Службу проходил механиком 6-го авиаремонтного поезда на Северном фронте. С февраля 1920 года С. В. Ильюшин переведен в Саратов старшим механиком, комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта. В феврале — июне 1921 года — начальник 15-го поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.

После войны С. В. Ильюшин в 1921 году поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. В ноябре 1922 года на базе Института создана Академия Воздушного Флота имени профессора Н. Е. Жуковского, которая с 1925 года стала именоваться Военно-воздушной академией РККА.

В 1923 году в академии было создано Военно-научное общество, в составе которого С. В. Ильюшин становится руководителем моторной секции и с этого момента он начинает заниматься научной работой, конструированием, постройкой и испытанием планёров. С окончанием академии в 1926 году С. В. Ильюшину присвоено звание инженера-механика Воздушного флота, и он назначается председателем самолетостроительной секции Научно-технического комитета ВВС.

В ноябре 1931 года С. В. Ильюшин — заместитель начальника Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и начальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ). 13 января 1933 года С. В. Ильюшин создает ЦКБ при московском заводе имени В. Р. Менжинского, которое в дальнейшем станет Опытным конструкторским бюро (ОКБ), и возглавляет его в должности главного конструктора. ОКБ занималось созданием бомбардировщиков, штурмовиков и пассажирских самолетов.

В 1935 году под руководством С. В. Ильюшина был построен двухмоторный дальний бомбардировщик ЦКБ-26, на базе которого в дальнейшем были разработаны такие его модификации, как ДБ-3 (1937), ДБ-3Ф (1938) и Ил-4 (в серийном производстве с 1940 года). На первых боевых самолётах ЦКБ-26 (ЦКБ-30 и ЦКБ-30Ф), созданных в ОКБ, было установлено несколько мировых рекордов высоты с различными грузами.

Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30)


Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4

В 1938–1939 годах на самолётах Ильюшина были совершены беспосадочные перелёты Москва — Спасск (Дальний Восток) и Москва — остров Мискоу (Северная Америка).

В 1939 году ОКБ Ильюшина создает бронированный штурмовик Ил-2 (принят на вооружение в 1941 году). В последующем многоцелевой самолёт Ил-4 станет основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем периода Великой Отечественной войны. Ил-2 положил начало новому роду боевой авиации и новой тактике её применения. 20 сентября 1940 года главному конструктору С. В. Ильюшину без защиты диссертации присвоена ученая степень доктора технических наук.

С началом Великой Отечественной войны С. В. Ильюшин оставался в прежней должности. 25 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за исключительные заслуги перед государством в области создания новых типов боевых самолетов» С. В. Ильюшину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В ходе войны в ноябре 1942 года руководителю ОКБ присваивается воинское звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В 1943 году ОКБ Ильюшина разработало штурмовик Ил-10, имевший меньшие размеры и лучшие аэродинамические характеристики, чем прежние самолёты (стал поступать на вооружение в 1944 году). Данный факт не остался без внимания правительства: С. В. Ильюшин становится генерал-лейтенантом инженерно-авиационной службы, а его детище на знамя предприятия добавляет к ордену Ленина, полученному в 1942 году, боевой орден Красного Знамени.

После войны под руководством С. В. Ильюшина были разработаны и построены штурмовики Ил-16, Ил-20 с поршневыми моторами, Ил-40 с двумя реактивными двигателями.

Опытный штурмовик Ил-20

В 1946 году коллектив ОКБ Ильюшина выпустил первый пассажирский самолёт Ил-12. В том же году выпущен экспериментальный реактивный бомбардировщик Ил-22 с четырьмя двигателями. В 1948 году принят на вооружение первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28.

Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М

Продолжая работать над совершенствованием бомбардировщиков, КБ под его руководством разработало такие самолеты, как Ил-46 и Ил-54.

Бомбардировщик Ил-54

С 1956 года С. В. Ильюшин — генеральный конструктор ОКБ. В 1957 году под его руководством был создан многоместный турбовинтовой самолёт Ил-18, который длительное время являлся одним из основных самолётов СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года «за заслуги в деле создания новых самолетов» С. В. Ильюшин был удостоен второй золотой медали «Серп и Молот».

Пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-18

С 1958 по 1969 год на самолете Ил-18 было установлено 22 мировых рекорда.

Последним самолётом С. В. Ильюшина стал трансконтинентальный лайнер Ил-62. В 1970 году по состоянию здоровья Сергей Владимирович уходит с руководящей работы, сохранив за собой научно-технические функции. За исключительные заслуги в развитии авиационной науки и советского самолетостроения и в связи с юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1974 года С. В. Ильюшин был награжден третьей золотой медалью «Серп и Молот».

Как ученый и авиаконструктор С. В. Ильюшин создал свою научную школу в области самолётостроения, внес крупный вклад в развитие отечественной авиации.

В последующие годы коллектив ОКБ имени С. В. Ильюшина создал реактивный транспортный самолёт Ил-76 в различных модификациях и первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолёт (аэробус) Ил-86, самолёты Ил-96-300 и Ил-114.

Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-96-300

С. В. Ильюшин умер 9 февраля 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За свою научную и конструкторскую деятельность Сергей Владимирович награжден восемью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степеней, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинских и Государственной премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Почетный гражданин города Вологды. В Москве и Вологде установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина. Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде и др. городах.

Бюст советского авиаконструктора С. В. Ильюшина в Вологде

Научно-исследовательский институт военной истории ВАГШ ВС РФ (Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации)

* Для просмотра иллюстраций наведите курсор на изображение и щёлкните правой клавишей мышки. Откройте изображение в новой вкладке. Для полноформатного просмотра на открывшееся в отдельной вкладке изображение наведите курсор и щёлкните левой клавишей мышки.

* To view the illustrations, move the cursor over the image and right-click the mouse. Open the image in a new tab. For full-length viewing on the image opened in a separate tab, move the cursor and click the left mouse button.

 

Метки: , , , , , , , , , , , ,

21 комментарий на «Крылья Родины: Гений российской авиации Сергей Ильюшин. Путь от крестьянина до Генерального конструктора»

  1. You ought to be a part of a contest for one of the most useful websites on the internet.

    I am going to recommend this blog! natalielise pof

  2. Hi there are using WordPress for your blog platform?

    I'm new to the blog world but I'm trying to get started and set up my own. Do you require any coding expertise to make your own blog?

    Any help would be greatly appreciated!

  3. Thank you for any other great article. The place else may anyone get that type of info in such a perfect manner of writing?

    I've a presentation subsequent week, and I'm at the look for such info.

  4. I was suggested this website via my cousin. I am now not sure whether

    or not this publish is written through him as nobody else recognize such detailed about my trouble.

    You are amazing! Thank you!

  5. You really make it seem so easy with your presentation but I find

    this topic to be actually something which I think I would never understand.

    It seems too complicated and very broad for

    me. I'm looking forward for your next post, I'll try to get the hang of it!

  6. I absolutely love your website... Very nice colors & theme.

    Did you create this website yourself? Please reply back as I'm

    attempting to create my own personal blog and would like to know where you got this from

    or just what the theme is named. Thank you!

  7. Hi! Someone in my Myspace group shared this website with us so I came to

    take a look. I'm definitely loving the information. I'm book-marking and

    will be tweeting this to my followers! Terrific blog and great design.

  8. Heya i'm for the first time here. I found this board and I

    find It truly useful & it helped me out much. I hope to give something

    back and help others like you aided me.

  9. I believe that is one of the so much vital info for me. And i'm happy reading your article.

    But want to observation on few basic issues, The web site taste is wonderful, the articles is really nice :

    D. Excellent activity, cheers

  10. Thanks for the marvelous posting! I quite enjoyed reading it, you may

    be a great author. I will be sure to bookmark your blog and will eventually come

    back at some point. I want to encourage that you continue your great writing,

    have a nice holiday weekend!

  11. Howdy! I'm at work surfing around your blog from

    my new iphone! Just wanted to say I love reading through your blog and look forward to

    all your posts! Carry on the excellent work!

  12. Interesting blog! Is your theme custom made or

    did you download it from somewhere? A theme like yours with a few simple adjustements would really make my blog stand out.

    Please let me know where you got your theme. Many thanks

  13. Hello, i think that i saw you visited my blog thus i came to “return the favor”.I'm attempting to find things to enhance my site!I suppose

    its ok to use a few of your ideas!!

  14. With havin so much written content do you ever

    run into any issues of plagorism or copyright violation? My website has

    a lot of exclusive content I've either created myself or outsourced but it

    looks like a lot of it is popping it up all over the internet without my authorization. Do you know any methods to help reduce content from being stolen? I'd definitely appreciate it.

  15. I every time spent my half an hour to read this blog's articles every day along with a cup of coffee.

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank