Лента новостей

Лента новостей

Наука и Техника

Наука и Техника

Своим рождением морской космический флот обязан генеральному конструктору космической техники и ракетного оружия Сергею Павловичу Королёву. Начав работы по программе пилотируемой космонавтики он прекрасно понимал необходимость постоянной связи космического корабля с Центром управления полётами (ЦУП). Наземные измерительные пункты эти требования не могли обеспечить. Слепая и глухая зона была над Атлантикой, где должны были выполняться ответственные операции: стыковки-расстыковки космических аппаратов, торможение и спуск космических кораблей, а также «второй старт» – вывод межпланетных космических станций с промежуточной орбиты на заданную траекторию. Тогда и было принято решение о создании специализированных судов, способных поддерживать радиосвязь с экипажами космических кораблей, выполнять наблюдение и управление космическими аппаратами.

Первенцами стали три торговых судна Министерства морского флота СССР: “Ворошилов”(“Ильичёвск”), “Краснодар” и “Долинск”. На них срочно была установлена телеметрическая радиоаппаратура и уже в августе 1960 года они начали работу.

Дальнейшее расширение космических программ потребовало увеличения космического флота, который в течении 1967 года пополнился ещё пятью судами: “Космонавт Владимир Комаров”, “Боровичи”, “Кегостров”, “Моржовец” и “Невель”. Последние четыре переоборудовались из лесовозов серии “Вытегралес”. Основным назначением этих судов должно было стать сопровождение советской программы лунных пилотируемых полётов и их стали называть “лунной флотилией”.

* Для полноформатного просмотра иллюстраций наведите курсор на изображение и щёлкните левой клавишей мышки. Большинство иллюстраций позволяют это делать.

* To view the full-length illustration, move the cursor over the image and click the left mouse button. Most illustrations make this possible.

kegostrov

Удалось поучаствовать в этом процессе и мне. Память возвращает меня во времена далёкой туманной юности. После окончания школы я  устроился работать на Выборгский судостроительный завод, на котором в это время аврально- ударными темпами шло переоборудование лесововоза “Кегостров”. Устанавливались дополнительные палубы вместо грузовых трюмов, строились каюты и дополнительные рабочие помещения для размещения научного персонала и оборудования. Работы велись круглосуточно и в апреле 1967 года всё  было готово.

Уже к концу 70-х годов прошлого века Советский Союз имел самый современный и мощный «звёздный» флот в мире – 11 судов, базировавшихся на порты  Ленинграда и Одессы.

Настоящим чудом можно считать НИС «Космонавт Юрий Гагарин». По сути, судно представляло плавучий космодром: длина – 232 метра, ширина – 31 метр, водоизмещение – 45000 тонн, машина –  19000 л.с., экипаж –  140 человек, «наука» – 215 человек.  В техническом отношении судно было наполнено огромным количеством новинок, чем в прямом смысле слова можно было гордиться. Одних антенн было семьдесят пять, и, что очень важно, можно было спокойно ходить по открытым палубам, не боясь радиоволн высокой частоты.

К сожалению, ничто не вечно в нашем мире, а недоброй памяти перестройка прошлась бульдозером по нашему научному флоту и в 1989 году началось планомерное уничтожение Службы космических исследований. Все суда, начиная с малых типа “Кегострова” и заканчивая красавцем “Космонавт Юрий Гагарин”, порезали на булавки.

НИС Космонавт Юрий Гагарин  НИС Космонавт Виктор Пацаев

Единственное уцелевшее судно из этой плеяды “Космонавт Виктор Пацаев” находится в рабочем состоянии и навсегда пришвартовано  к причалу Музея Мирового океана в Калининграде в качестве музея и одного из важнейших узлов связи с МКС. Однако судьба его туманна, поскольку в Калининграде принято решение построить постоянный наземный комплекс, который сможет заменить научное судно. Срок сдачи этого комплекса осень 2015 года, после чего”Пацаев” станет никому не нужен. Правда есть решение сохранить его в качестве музейного судна, но вопрос до сих пор не решён.

Отсутствие отечественного морского космического флота приводит к тому, что у нас в точке разделения на отсеки корабля «Союз» при его возвращении на Землю ЦУП не получает телеметрическую информацию.

Как уточнил главный специалист РКК «Энергия» по управлению космическими полётами Виктор Благов, сейчас из-за отсутствия в России судов космической связи экипаж «Союза» докладывает о включении двигателя на торможение экипажу МКС, а уже тот передаёт информацию через американские (!) спутники-ретрансляторы в российский Центр управления полётами. Сегодня российский сегмент Международной космической станции может напрямую взаимодействовать с ЦУПом всего около 2,5 часа в сутки. Для связи в остальное время Россия покупает услуги американской системы TDRSS.

Бывший командир Службы космических исследований, полковник в отставке Сергей Монаков: “…я считаю, что нам обязательно надо иметь морской космический флот. Конечно, не в таких масштабах, как он был. Но два-три судна иметь необходимо. Вполне реально после выполнения ряда регламентных работ и обновления оборудования вернуть в строй хотя бы «Космонавта Виктора Пацаева». И строить новые подобные суда. Иначе о самостоятельности в освоении космоса можно забыть”.

Источник 1Источник 2

Метки: , , , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.

наверх Счетчик PR-CY.Rank