Наука и Техника

Наука и Техника

Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев напомнил, что первым шагом к сотрудничеству в космосе по пилотируемой тематике была стыковка по программе «Союз» — «Аполлон» в 1975 году. 

"Спустя 19 лет возникла идея снова сближать наши программы, состоялся первый обменный полет: то есть я слетал на шаттле «Дискавери», а американец — на корабле «Союз», — сказал в своём интервью Крикалев.

 

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции «Мир»

29 июня 2020 г.

Автор     Автор: Алексей Песляк, Екатерина Москвич

Стыковка шаттла «Атлантис» с российской орбитальной станцией «Мир», 1995 год © NASA

29 июня 1995 года впервые в истории мировой космонавтики была проведена стыковка американского корабля (шаттла «Атлантис») с российской орбитальной станцией «Мир». Программа «Мир» — «Шаттл» также предоставляла астронавтам НАСА возможность работать на российской станции

Экипаж корабля состоял из семи человек: пятерых американцев — Роберта Гибсона, Чарльза Прекорта, Эллен Бейкер, Грегори Харбо, Бонни Данбара — и двух россиян — Анатолия Соловьева и Николая Бударина.

Для Героя Советского Союза Анатолия Соловьева этот полет в космос был уже четвертым, но первым на американском корабле. Для космонавта Николая Бударина полет был первым в жизни.

Что такое «бесполый» стыковочный узел, где космонавты переодевались из американских скафандров в российские и как встретили стыковку председатель правительства России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор — в материале ТАСС.

Подготовка к полету

НАСА (NASA) и Российское космическое агентство договорились о первой стыковке космического корабля многоразового использования типа Space Shuttle с пилотируемой станцией «Мир», находившейся на орбите с 1986 по 2001 год, в июле 1992 года. Стыковку назначили на 1995 год.

Роберт Гибсон, Анатолий Соловьев, Бонни Данбар, Чарльз Прекорт, Николай Бударин и Грегори Харбо на стартовой площадке Космического центра им. Кеннеди, 22 июня 1995 года AP Photo/Chris O'Meara

Роберт Гибсон, Анатолий Соловьев, Бонни Данбар, Чарльз Прекорт, Николай Бударин и Грегори Харбо на стартовой площадке Космического центра им. Кеннеди, 22 июня 1995 года © AP Photo/Chris O'Meara

ТАСС, как и другие СМИ, активно освещал события, связанные с подготовкой к полету шаттла, его стыковкой и возвращением на Землю.

"Несмотря на то что впервые двое российских космонавтов вместе с пятью американскими коллегами будут доставлены на «Мир» не на российском «Союзе», а на «Атлантисе», экипаж в полном объеме выполнил программу подготовки. А во время комплексной тренировки были отработаны все основные этапы полета на тренажерах корабля «Союз» и станции «Мир», где космонавты провели «типовые сутки», — передавали корреспонденты ТАСС.

Запуск шаттла "Атлантис" из космического центра им. Кеннеди во Флориде, 27 июня 1995 года Joe Skipper/Reuters

Запуск шаттла «Атлантис» из космического центра им. Кеннеди во Флориде, 27 июня 1995 года © Joe Skipper/Reuters

Изначально старт шаттла «Атлантис» был намечен на 24 июня, однако в последний момент его пришлось перенести на три дня. Российско-американский экипаж, который должен был стартовать с мыса Канаверал, уже сел в корабль и приготовился к старту, когда самая свежая метеосводка заставила специалистов отложить запуск из-за неблагоприятных погодных условий. По некоторым данным, этот перенос обошелся почти в миллион долларов.

Историческая стыковка

Экипаж стартовал 27 июня. Чтобы «Атлантис» мог пристыковаться к станции, для «Мира» был специально изготовлен стыковочный отсек 316ГК. Он был разработан под руководством конструктора Владимира Сыромятникова, автора узла, используемого в первой стыковке космических кораблей разных стран в 1975 году — «Союз-19» (СССР) и Apollo («Аполлон», США).

Вид на космическую станцию "Мир" с камеры челнока "Атлантис", 29 июня 1995 года AP Photo/NASA TV

Вид на космическую станцию «Мир» с камеры челнока «Атлантис», 29 июня 1995 года © AP Photo/NASA TV

Командир экипажа «Атлантиса» Роберт Гибсон успешно выполнил непростой маневр сближения и касания двух многотонных систем. По словам Соловьева, в ходе полета и стыковки никаких проблем не возникло и все прошло штатно.

«На наших кораблях стыковочный узел — это „штырь-конус“, а шаттл пристыковывается с помощью андрогинного узла. Андрогинный узел, то есть „бесполый“, — аналог того, что было использовано в 1975 году во время стыковки советского корабля „Союз“ и американского „Аполлона“. Вот и при стыковке шаттла со станцией „Мир“ использовался такой узел. Гибсон вручную управлял кораблем и выполнял стыковку», — говорит российский космонавт.

На лентах новостных агентств появились сообщения об успешной стыковке.

«Сегодня ровно в 17:00 мск с помощью лазерных дальномеров американский „Атлантис“ и российский комплекс „Мир“ состыкованы. Впервые в истории освоения космоса на околоземной орбите функционирует крупногабаритная космическая система массой около 220 тонн с международным экипажем», — описывал историческую стыковку 29 июня 1995 года ТАСС.

За действиями космонавтов наблюдали участники заседания российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, которое проходило на тот момент в Москве.

Председатель правительства России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор в Москве,  29 июня 1995 года AP Photo

Председатель правительства России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор в Москве, 29 июня 1995 года © AP Photo

В конце заседания председатель правительства России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор вместе с участвующими в работе сессии министрами двух стран перешли в небольшой кинозал, где на огромном экране передавался прямой репортаж из космоса о стыковке американского космического корабля «Атлантис» и российского орбитального комплекса «Мир». Сидевшие перед экраном в креслах премьер и вице-президент внимательно следили за сближением корабля со станцией и живо интересовались событиями, попросив специалистов комментировать происходившее на экране. Ровно в 17 часов, когда произошла стыковка, в зале раздались аплодисменты, Черномырдин и Гор обменялись рукопожатиями.

На станции

«Мы прилетели на шаттле, на следующий день перенесли свои скафандры „Сокол“ на „Мир“, разместили их там и доложили в Центр управления полетами. С этого момента мы становимся экипажем нашего „Союза“ и станции „Мир“, а экипаж, который был до этого, примеряет американские скафандры, в которых он должен спускаться на Землю, и он уже знает — если что, надо бежать на шаттл. Произошла формальная смена экипажей», — сказал Соловьев.

Во время нахождения в составе комплекса экипаж шаттла ночевал только в корабле. «Каждый экипаж приписан к какому-то космическому объекту, поэтому американские астронавты, которые являлись экипажем „Атлантиса“, располагались только на шаттле. Конечно, они заходили, точнее, „заплывали“ на станцию „Мир“, могли перемещаться по необходимости, в рамках рабочих действий. Но размещались и спали только на шаттле», — вспоминает Соловьев. Это было необходимо для того, чтобы в случае нештатной ситуации не возникло путаницы.

 Члены экипажа космического челнока "Атлантис" и экипажа российской космической станции "Мир", 3 июля 1995 года AP Photo/NASA TV

Члены экипажа космического челнока «Атлантис» и экипажа российской космической станции «Мир», 3 июля 1995 года © AP Photo/NASA TV

«Атлантис» доставил на орбитальный комплекс инструменты для ремонта солнечной батареи, которая ранее не раскрылась на модуле «Спектр», пристыкованном к «Миру», и оборудование для медицинского обследования космонавтов.

Шаттл находился в составе орбитального комплекса еще три дня. Отстыковавшись от станции 1 июля, челнок еще трое суток находился в автономном орбитальном полете. Впервые на «Атлантисе» на Землю вернулись россияне Геннадий Стрекалов и Владимир Дежуров, а также астронавт НАСА Норман Тагард. До этого космонавты возвращались на Землю на российских кораблях «Союз-ТМ». Экипаж шаттла приземлился на территории США.

Посадка челнока "Атлантис" в космическом центре им. Кеннеди, июль 1995 года AP Photo/Terry Renna

Посадка челнока «Атлантис» в космическом центре им. Кеннеди, июль 1995 года © AP Photo/Terry Renna

Соловьев и Бударин остались работать на «Мире» до сентября 1995 года.

Дорога к МКС

Как и в 1975 году, России и США требовалась четкая координация — при изготовлении агрегатов стыковки и управлении ими, работы ЦУПов в Королёве и Хьюстоне, взаимодействия инженеров, врачей, специалистов радиосвязи и даже переводчиков.

По мнению исполнительного директора Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергея Крикалева, первая стыковка американского шаттла к орбитальной станции «Мир» стала важным шагом на пути к созданию ныне действующей Международной космической станции.

По его словам, первым шагом к сотрудничеству в космосе по пилотируемой тематике была стыковка по программе «Союз» — «Аполлон» в 1975 году. "Спустя 19 лет возникла идея снова сближать наши программы, состоялся первый обменный полет: то есть я слетал на шаттле «Дискавери», а американец — на корабле «Союз», — напомнил Крикалев.

Космический челнок "Атлантис", пристыкованный к российской космической станции "Мир", 29 июня 1995 года NASA

Космический челнок «Атлантис», пристыкованный к российской космической станции «Мир», 29 июня 1995 года
© NASA

Исполнительный директор Роскосмоса отметил, что после этого состоялся еще один обменный полет, а летом 1995 года «Атлантис» пристыковался к станции «Мир».

«С этого начался следующий этап совместного сотрудничества, которое потом и привело нас к общей программе Международной космической станции», — считает космонавт.

При этом, как подчеркнул Крикалев, в первоначальных планах шаттлы не рассматривались в качестве дублирующей транспортной системы. «Это была новая идея, которая возникла и довольно быстро была реализована», — сказал он.

Всего состоялось девять стыковок шаттлов с «Миром» — семь раз ее осуществил челнок «Атлантис», по одному разу — «Индевор» (Endeavour) и «Дискавери» (Discovery). На станции побывали 44 астронавта НАСА (один из них — трижды, трое астронавтов — дважды), из них семь человек работали в составе длительных экспедиций.

Астронавт Норман Тагард (входил в состав основного экипажа станции) первым из американцев был доставлен на «Мир» на российском корабле «Союз ТМ-21».

На шаттлах же слетали в космос семь российских космонавтов, первым был Сергей Крикалев (полет в феврале 1994 года).

Станция «Мир» давно затоплена в Тихом океане, к тому моменту уже начали функционировать первые модули МКС. Программа полетов шаттлов окончательно была закрыта в 2011 году, в 2020-м на смену ей пришли новые пилотируемые корабли частных компаний США.

Метки: , , , , , , , , ,

2 комментария на «Страницы истории космонавтики: 25 лет тому назад состоялась стыковка российской орбитальной станции «Мир» с американским челноком «Шатл»»

  1. Spot on with this write-up, I honestly feel this web

    site needs a great deal more attention. I'll probably be returning to

    read through more, thanks for the information!

  2. https://filebin.net/h4k8ftxegbippjvd:

    I pay a quick visit each day a few web sites and blogs to read articles or

    reviews, except this blog presents feature based writing.

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank