Наука и Техника

Наука и Техника


подводные силы

Подводные силы России

Скоростная, хорошо вооруженная и слишком сложная для своего времени — ровно 65 лет назад, 30 сентября 1954-го, ВМС США подняли флаг на первой в мире атомной субмарине USS Nautilus. Впрочем, американцы вырвались вперед ненадолго. Спустя три года со стапелей сошел «Ленинский комсомол». Оба корабля определили облик современного подводного флота, у обоих на борту случались ЧП. О том, как начиналась эра АПЛ, — в материале РИА Новости.

 

Схватка атомных акул. «Ленинский комсомол» против «Наутилуса»

30 сентября 2019 г.

Автор    Автор: Андрей Коц

Первая американская атомная подводная лодка USS Nautilus (SS-571)

© AP Photo Первая американская атомная подводная лодка USS Nautilus (SS-571)

Первая реакторная

Морские баталии Второй мировой войны вскрыли недостатки дизель-электрических субмарин. Под водой они могли находиться считанные часы, командирам приходилось часто всплывать для подзарядки аккумуляторов и пополнения запасов воздуха. В надводном положении лодки были уязвимы для ударов с воздуха и теряли свой главный козырь — скрытность.

С началом холодной войны СССР и США бросили все силы на создание принципиально новой энергетической установки для подводных крейсеров — на базе атомного реактора. Подлодки с таким «сердцем» могли оставаться под водой практически неограниченное время, всплывая лишь для пополнения запасов продовольствия, перевооружения и смены экипажа.

Первая американская атомная подводная лодка USS Nautilus (SS-571) в реке Темзе в Гротоне, штат Коннектикут. 1954 год

© AP Photo / stf Первая американская атомная подводная лодка USS Nautilus (SS-571) в реке Темзе в Гротоне, штат Коннектикут. 1954 год

К разработке корабельного ядерного реактора для ВМС американские инженеры приступили в 1939-м, однако из-за Второй мировой войны сроки сдвинулись вправо. В начале 1950-х конгресс выделил деньги на постройку первой атомной субмарины — 37 миллионов долларов.

«Наутилус» спустили на воду в январе 1954-го. От дизель-электрических предшественников АПЛ отличалась не только реактором, но и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. При водоизмещении четыре тысячи тонн двухвальная энергоустановка разгоняла лодку под водой до 20 узлов. На случай аварии имелись два дизель-генератора.

Экипаж «Наутилуса» состоял из 100 матросов и 11 офицеров. Вооружение — шесть носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды. Максимальная глубина погружения, по современным меркам, небольшая — чуть более 200 метров. По шумовым характеристикам лодка была, мягко говоря, далека от идеала. Турбины создавали такую вибрацию, что сонар «глох» уже на скорости в четыре узла. Впрочем, негативный опыт учли в дальнейшем.

«Наутилус» не раз попадал в чрезвычайные ситуации — сказывалась нехватка опыта эксплуатации таких кораблей. В 1957-м при попытке всплыть на Северном полюсе атомоход наткнулся на дрейфующую льдину и повредил перископ. Покорить верхушку планеты ему удалось лишь спустя год. «Наутилус» стал первым кораблем в истории, дошедшим сюда своим ходом.

Первая американская атомная подводная лодка USS Nautilus (SS-571)

© AFP 2019 / INP Первая американская атомная подводная лодка USS Nautilus (SS-571)

Тогда же, во время боевой службы, атомоход дал течь, а позже загорелся из-за воспламенения тепловой изоляции турбины высокого давления. Обошлось без жертв. В 1966-м субмарина протаранила авианосец USS Esseх, пробила ему борт ниже ватерлинии. Корабль остался на плаву, а лодка отправилась на базу с изуродованным ограждением рубки.

Ответ Советов

Первая советская АПЛ Б-3 «Ленинский комсомол» получилась более быстроходной и глубоководной: 30 узлов, 300 метров. Силовая установка — двухвальная, из двух водо-водяных реакторов. Экипаж — 104 моряка, продолжительность автономного плавания достигла рекордных двух месяцев против одного у «Наутилуса».

Советские стратеги задумывали эту лодку как инструмент для нанесения ударов крупнокалиберной ядерной торпедой по военно-морским базам США, однако позже решили оснастить АПЛ восемью стандартными торпедными аппаратами. Боекомплект — два десятка торпед в обычном снаряжении и шесть с ядерными боеголовками по 15 килотонн каждая.

Атомная подводная лодка Ленинский комсомол.

© РИА Новости / Месяцев Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол»

На первое боевое дежурство лодка ушла в 1961-м. Спустя год совершила длительный переход подо льдами Арктики. Плавание было сопряжено с огромным риском. Толщина льда над головами подводников — до 25 метров. Поиск в сплошном ледовом поле полыньи для всплытия превратился в рискованный квест. Лодка сильно «фонила», а шум винтов отражался от ледового панциря и мешал акустикам. Однако с задачей экипаж справился — 17 июля 1962-го «Ленинский комсомол» всплыл в районе Северного полюса.

Всего АПЛ выполнила семь боевых служб, участвовала в учениях стран Варшавского договора «Север». Шесть раз командование Северного флота объявляло «Ленинский комсомол» «отличной ПЛ». Двести двадцать восемь подводников, служившие на Б-3 в разные годы, награждены орденами и медалями.

Атомная подводная лодка К-3 Ленинский комсомол (проекта 627)

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» (проекта 627)

Однако были в истории «Ленинского комсомола» и трагические страницы. Восьмого сентября 1967-го во время боевого дежурства в Норвежском море на лодке произошел пожар в первом и втором отсеках. Погибли 39 подводников. К счастью, взрыва торпед удалось избежать, лодка самостоятельно вернулась на базу.

И «Наутилус», и «Ленинский комсомол» стали своеобразными символами эпохи зарождения мощных подводных атомных флотов. Сегодня ведущие военные державы располагают куда более быстроходными и технически совершенными субмаринами, однако все они ведут свою родословную от ранних советских и американских АПЛ.

Именно на этих кораблях моряки учились обращаться с ядерными реакторами и боролись с их «детскими» болезнями. Не все получалось гладко, но сейчас, спустя десятилетия, можно лишь восхищаться мужеством экипажей, впервые отправившихся в боевой поход на атомной тяге.

Метки: , , , , , , , , , ,

2 комментария на «Из истории судостроения: Именно «Наутилус» и «Ленинский комсомол» стояли у истоков рождения мощного современного атомного подводного флота»

  1. Very good artіcle! We are linking tߋ thіs particularly great post οn oսr website.

    Keepp up thhe great writing.

    Feel free to visіt my webpage — bandarq terpercaya lzweihua.com/comment/html/?360215.html

  2. Very good aгticle! Wе are linking to this particularly great pos on our webѕite.

    Keep up the geat writing.

    my weеb blog; bandarq terpercaya lzweihua.com/comment/html/?360215.html

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank