Нечерноземье России
Регионы вымирают. Как спасать русские земли?
27 мая 2023 г.
Автор: Константин Двинский
Член Научного совета при Совете Безопасности России, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Нечерноземье по праву можно назвать регионом нашей русской идентичности. Он простирается, условно говоря, от Новгорода до Урала и от Белого моря до Рязани. Однако в настоящий момент эти исконно русские земли находятся в очень серьёзном упадке. Достаточно посмотреть на некоторые цифры.
- Плотность расселения за 50 лет упала в 3 раза.
- Смертность практически в 2 раза превышает рождаемость.
- Из оборота выведено 25-30 млн га пахотных земель, которые сейчас попросту зарастают.
Более того, у нас даже формально в управленческих документах отсутствует такой объект управления как “Нечерноземье” (как, например, Арктика, Дальний Восток или Северный Кавказ). Хотя в советское время в 1974 году Совмином СССР и ЦК КПСС была организована великолепная программа подъёма и развития Нечерноземья. А ведь с формальной точки зрения
Нечерноземье – это 32 субъекта федерации, включая Москву и Санкт-Петербург.
Или взять программу Комплексного развития сельских территорий. По ней в нечернозёмные регионы выделено только 1-1,5% от всех финансов. Остальное же идёт на юга. То есть территории фактически брошены, их как будто даже нет.
Говоря о характеристике почвы, то они в Нечерноземье достаточно бедные с тонким гумусным слоем порядка 10-15 см. Их даже в одно время на контрасте с черноземом называли “белозем”. Поэтому да, с одной стороны, действительно, они значительно тяжелее для земледелия. Однако в то же время
Нечерноземье – это прекрасный по климату регион, где не бывает ни торнадо, ни засухи. Более того – прекрасная водная обеспеченность, огромное количество речек и озер.
Поэтому надо понимать, что привычными подходами “схватить” Нечерноземье невозможно. Взять к примеру “Стратегию пространственного развития Российской Федерации до 2025 года”. В ней, в том числе перечислены экономические специализации различных субъектов. Так вот в Новгородской или же Архангельской области мы читаем “растениеводство”. Дальше открываем Краснодарский край, Ставропольский край и тоже читаем “растениеводство”. Но это же совершенно два разных растениеводства. Эти вещи необходимо различать.
В Нечерноземье лучше растут совершенно другие культуры – лён, кормовые культуры, овощи, которые требуют много воды (морковь, капуста, картофель), рапс, нераскрытая культура люпин.
Поэтому в Нечерноземье просто особое сельское хозяйство. Почему бы тут не создать индустрию органического питания? Особенно хотелось бы отметить лён. Ведь до революции и в советское время Россия была главной льняной державой мира.
Далее. Нечерноземье является благословенной территорией с точки зрения рекреации и оздоровления людей. Это могут быть и дачи, и санатории, и лесные городки. Ведь по сути большинство населения тех же Москвы и Санкт-Петербурга прибыло из оголяемого Нечерноземья, где они могли бы иметь, допустим, дачи. Для этого необходимо развитие малой авиации. И это не какие-то фантазии и популизм. К примеру, в советское время из Шарьи в Кострому (350 км) летало 2 рейса.
Нам в принципе необходимо отрабатывать формат переосвоения всего нашего пространства для на порядок более качественной жизни. Потому что иначе нам следовало бы задуматься о таком вопросе – мы свои территории рассматриваем как обузу для страны или всё же как уникальный капитал?
Таким образом, можно обозначить следующие ключевые задачи:
1. Выделить Нечерноземье как объект управления. Ввести его в государственные документы, в Стратегию национальной безопасности России, в переделанную полностью Стратегию пространственного развития. И по большому счёту, конечно, было бы идеально, если бы была введена должность спецпредставителя президента России по Нечерноземью.
2. Разработать новый национальный проект, который называется “Нечерноземье”. В нём могут быть разные федеральные, отдельные проекты по отдельным аспектам. Но в целом необходимо выделить Нечерноземье как специфическую макрорегиональную территорию.
3. Определение комплекса индустрий для Нечерноземья. Таких, как производство органической пищи, льняная индустрия (в комплексе выстукивания евразийского льняного пояса с Белоруссией), оздоровительные проекты, приборостроение и микроэлектроника (зона расселения наукоградов), малая авиация и воздушные средства передвижения
4. И, наконец, основной момент – это кадры. Необходимо, чтобы мегаполисы, Москва и Санкт-Петербург, что называется, обратились к соседним территориям и стали “возвращать долги” перед Нечерноземьем. Москва вообще могла бы возглавить этот процесс, что даже задало бы ей новую функцию – не города, который как пылесос всасывает все и оголяет страну, а тот город, который, собрав уникальный потенциал, начинает зиждить и развивать такие сложные территории, как Нечерноземье.
ВИДЕО:
https://dzen.ru/video/watch/646cc44f86b4231e0ad79304
Метки: Константин Двинский, Нечерноземье, развитие, Россия, Русский мир, судьба, Юрий Крупнов