Экономика

Экономика

ЕАЭС

О том, кто получает наибольшую выгоду от евразийской интеграции, почему темпы её развития замедлились и что нужно сделать для создания общего финансового рынка ЕАЭС, еженедельнику «Звезда» рассказал член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии от Российской Федерации, академик РАН Сергей Глазьев.

 

Сергей Глазьев: «Ключевой вызов — способность ответить на вопрос об эффективности ЕАЭС»

25 февраля 2020 г.

Автор     Автор: Алиса Стримова

Сергей Глазьев: «Ключевой вызов - способность ответить на вопрос об эффективности ЕАЭС»

© izborsk-club.ru  Член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии от Российской Федерации, академик РАН Сергей Глазьев.

«Интеграция — не вещь в себе и тем более не самоцель»

— 1 января 2020 года исполнилось пять лет с момента вступления в силу Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сергей Юрьевич, какие возможности открылись в процессе интеграции для стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России?

— Наступивший год знаменует не только пятилетие вступления в силу Договора о ЕАЭС, определившего нормативно-правовые основы функционирования Союза на многие годы вперёд. Напомню, что в 2020-м исполняется 10 лет с момента создания Таможенного союза (в рамках ЕврАзЭС). 1 января 2010 года были введены в действие единые системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а с 1 июля 2010 года — Таможенный кодекс, позволивший отменить таможенное оформление товаров во взаимной торговле Беларуси, Казахстана и России. Оформилась единая таможенная территория трёх государств.

Именно с этой отправной точки, можно сказать, и начался процесс реальной экономической интеграции. Причём с пониманием того, что каждый следующий шаг на этом пути должен содействовать укреплению союзного взаимодействия, не возвращая стороны к уже пройденному этапу.

Доказав свою жизнеспособность, Таможенный союз дополнился фундаментальными элементами Единого экономического пространства (ЕЭП), а также расширился, преобразовавшись с присоединением Армении и Киргизии в Евразийский экономический союз.

Интеграция на постсоветском пространстве.

© Nicolay Sidorov, wikipedia.org  Интеграция на постсоветском пространстве.

Интеграция — не вещь в себе и тем более не самоцель, она стимулирует рост национальных экономик, раскрывая потенциал их взаимодействия.

Предоставляемые интеграцией возможности — это реализация конкурентных преимуществ на рынках государств-партнёров, объединение ресурсов для достижения совпадающих и близких национальных приоритетов, конвергенция промышленных потенциалов за счёт реализации значимых кооперационных проектов. Это и взаимная адаптация лучших практик в экономической политике, и усиление позиций в международных торгово-экономических отношениях и переговорах.

На первых этапах функционирования Таможенного союза и ЕЭП позитивные интеграционные эффекты проявились особенно рельефно. Так, стоимостные объёмы взаимной торговли в 2010—2014 гг. выросли более чем на 60%, а её товарная структура стала более диверсифицированной по сравнению с внешней торговлей.

Но на сегодняшний момент первичный эффект региональной интеграции исчерпан. Нынешнее состояние и темпы развития ЕАЭС не внушают оптимизма и не соответствуют установкам руководителей государств-участников, равно как и ожиданиям общественности.

— Видимо, об этом же свидетельствует и снижение темпов роста взаимной торговли до 10% в 2018 году по сравнению с 27,4% в 2017-м и до 4,9% в первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Чем вызвано замедление темпов развития ЕАЭС?

— Прежде всего оно обусловлено стагнацией российской экономики, на долю которой приходится 87% валового внутреннего продукта (ВВП) ЕАЭС. Главная же причина — низкие и неустойчивые темпы роста инвестиций в основной капитал как следствие ограничительной денежно-кредитной политики Центрального банка.

Как только Банк России поднял в 2014 году ключевую ставку втрое выше рентабельности обрабатывающей промышленности, многие предприятия вынуждены были свернуть свои инвестиционные программы. В несколько раз выросло число обанкротившихся предприятий, не выдержавших ухудшения условий предоставления кредитов. Объём инвестиций упал в 2015 году в два раза (с 32 до 16 млрд долларов) и до сих пор остаётся ниже докризисного уровня.

Сжатие производственной сферы неизбежно сказалось на темпах роста  взаимной торговли стран-членов ЕАЭС, которая до сих пор не превышает 15% всего внешнеторгового оборота.

Если мы ставим задачу конструирования полноценного общего товарного рынка, то такое положение дел нас не может устраивать.

— Около 80% спроса на товары и услуги стран — членов регионального объединения приходится на Россию. Означает ли это, что наибольшие выгоды от интеграции получает наша страна?

— Это не так. Несмотря на доминирование в ЕАЭС российской экономики, наибольшие выгоды от относительно безбарьерного интеграционного взаимодействия получает Беларусь, доля которой в совокупном взаимном экспорте в ЕАЭС составляет порядка 25%. На эту страну приходится 60% поставок на общий рынок продовольственных и сельскохозяйственных товаров и только 35% — на Россию.

При этом определяющую роль во взаимной торговле Беларуси с государствами-членами ЕАЭС играют торговые отношения с Россией (94,5% экспорта Беларуси и 99,6% импорта).

Кроме того, Беларусь является лидером по привлечённым из государств-членов ЕАЭС прямым иностранным инвестициям — 3,1 млрд долларов за 2013—2018 гг.

Полагаю, если бы к настоящему времени были решены все проблемы по условиям поставок энергетических ресурсов, то взаимный товарооборот Беларуси с государствами ЕАЭС был бы ещё более интенсивным, а товарная структура взаимных поставок — более диверсифицированной.

«Сотрудничество с третьими странами определяется взаимными интересами»

— 29 мая 2015 года ЕАЭС подписал Соглашение о Зоне свободной торговли (ЗТС) с Вьетнамом, 1 октября 2019 года — с Сингапуром. Что даёт участникам объединения сотрудничество с третьими странами?

— Если коротко, оно расширяет возможности наращивания взаимовыгодного товарооборота, инвестиций, секторального сотрудничества.

К примеру, уже в первый полный год действия Соглашения о ЗТС с Вьетнамом прирост товарооборота составил 36% (5,9 млрд долларов). При этом экспорт государств-членов ЕАЭС во Вьетнам увеличился на 40% (с 1,6 до 2,3 млрд долларов), а импорт товаров из Вьетнама — на 35% (с 2,7 до 3,7 млрд долларов). В 2018 году товарооборот вырос на 12,8%.

В рамках подписанного в 2018 году Протокола об обмене информацией между таможенными органами государств ЕАЭС и Вьетнама проводится эксперимент по обмену данными из таможенных деклараций. Полномасштабный обмен на регулярной основе упростит к 2021 году таможенные операции и предотвратит нарушения законодательства в этой сфере.

Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Сингапуром, а также Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве уже сейчас гарантируют беспошлинный доступ товаров на рынок одного из «азиатских тигров». В будущем мы ожидаем от такого сотрудничества увеличения поставок услуг и роста инвестиций.

Каждое из заключаемых ЕАЭС соглашений с третьими странами охватывает те конкретные сферы сотрудничества, которые представляют взаимный интерес. Отличия есть и в пакетах взаимных обязательств.

— А в чём особенность взаимодействия с Ираном и Китаем?

— К примеру, Временное соглашение с Ираном (вступило в силу 27 октября 2019 года) позволит снизить или устранить ввозные таможенные пошлины по ряду товаров «раннего урожая». А также обеспечить привилегированные условия для экспорта в эту страну продукции ряда ключевых отраслей государств ЕАЭС благодаря правовым гарантиям со стороны Ирана. В будущем не исключается создание с этой страной Зоны свободной торговли.

Что касается Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР (вступило в силу 25 октября 2019 года), в нём не предусматривается снижения пошлин во взаимной торговле. Оно направлено на повышение уровня прозрачности систем регулирования, упрощение торговых процедур, а также на развитие кооперационных связей.

Так, ЕАЭС и Китай договорились об ускоренной таможенной очистке скоропортящихся товаров. Существенное внимание уделено вопросам охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, обеспечения недискриминационных условий взаимной торговли и конкуренции на рынках. В сфере электронной торговли будет повышен уровень защиты прав и интересов потребителей и их персональных данных, а также создана база для развития безбумажной торговли.

«Финансовый рынок ЕАЭС должен быть застрахован от дестабилизирующих шоков»

— Как Вы считаете, насколько сильно ЕАЭС зависит от мировой финансовой системы и возможно ли снизить эту зависимость? Например, Евгений Примаков считал, что альтернативному экономическому союзу необходим свой МВФ. Вы разделяете эту точку зрения?

— Евгений Максимович в этом отношении был абсолютно прав. Будучи главой правительства России, он активно содействовал тому, чтобы воспроизводственные контуры российской экономики были избавлены от внешней зависимости. Она и сейчас наблюдается в денежно-кредитной политике стран-членов ЕАЭС, которая проводится в соответствии с рекомендациями МВФ и Всемирного банка. Да и в других составляющих экономической политики, которую сложно назвать суверенной.

— К 2025 году планируется создать единый финансовый рынок ЕАЭС. Реален ли полный переход на взаиморасчёты в национальных валютах и создание общей, наднациональной, валюты в обозримом будущем?

— Прежде чем приступить к формированию полноценного общего финансового рынка ЕАЭС, необходимо застраховать его от дестабилизирующих факторов. Ярким примером шокового воздействия на экономику ЕАЭС стало решение Банка России о введении свободного плавания курса рубля, повлекшее двукратную девальвацию рубля в 2014 году.

Для перехода на взаиморасчёты в национальных валютах в договорно-правовую базу ЕАЭС нужно включить нормы, предусматривающие механизмы стабилизации обменных курсов национальных валют государств-членов.

Хороший пример того, как это можно сделать, — «валютная змея». Это соглашение о поддержании обменных курсов национальных валют в определённых пределах, которое действовало в странах Европейского экономического союза в 1979—1992 гг. Оно предусматривало взаимные обязательства по обеспечению установленных пределов колебаний курсов национальных валют относительно друг друга и механизмы взаимной помощи в случае угроз дестабилизации какой-либо из них.

Уже сейчас можно было бы поручить Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) разработку и внедрение механизма стабилизации валютных курсов на основе утверждения границ взаимных колебаний национальных валют, а также системы мер по переходу на расчёты в национальных валютах во взаимной торговле. ЕЭК вполне могла бы заняться и подготовкой предложений по введению единой наднациональной расчётной единицы.

Все необходимые условия для принятия подобного соглашения в рамках ЕАЭС есть: значительные валютные резервы и положительный торговый баланс, которые позволяют обеспечить долгосрочную стабилизацию обменного курса рубля, объективно являющегося «якорной» валютой ЕАЭС, общий рынок, моментально реагирующий на валютные интервенции центральных банков.

«Пора, наконец, перейти к реализации смешанной стратегии опережающего развития ЕАЭС»

— Насколько мне известно, сейчас завершается работа над документом, определяющим стратегические направления развития евразийской экономической интеграции. Можете ли Вы обрисовать его контуры и основные задачи?

— Стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 года нацелены на реализацию Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, подписанной главами государств 6 декабря 2018 года. Эти процессы соответствуют национальным интересам и целям устойчивого, инклюзивного экономического развития каждого участника.

Документ предусматривает создание условий для опережающего развития экономики объединения, подъёма инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности и научно-производственного потенциала ЕАЭС, увеличения его веса в мировой торгово-экономической системе.

Не менее важно раскрыть потенциал интеграции для людей — повышать благосостояние и качество жизни граждан за счёт не только возможности свободно работать и путешествовать на территории ЕАЭС, но и доступа к современным стандартам здравоохранения и образования.

Ключевой для нас вызов — способность ответить на вопрос об эффективности ЕАЭС, предложив возможные решения, в том числе институциональные.

Эффективность функционирования общего рынка ЕАЭС во многом определяется качеством работы регулирующих органов. Единое экономическое пространство подразумевает единство управляющей системы. Она в настоящее время складывается из наднациональной и национальных составляющих.

Члены Совета ЕЭК уже согласовали ещё несколько позиций проекта Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Члены Совета ЕЭК уже согласовали ещё несколько позиций проекта Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

На наднациональном уровне формируются нормы регулирования, а национальные регуляторы осуществляют их исполнение. При этом у наднационального органа — Евразийской экономической комиссии — нет полномочий контролировать деятельность национальных регуляторов. И, наоборот, национальные регуляторы по установленным процедурам не могут напрямую воздействовать на ЕЭК, оказывая влияние посредством своих правительств. Это порождает определённые трения в системе управления ЕАЭС, обусловленные сложностями согласования и исполнения решений. Подобные трения, очевидно, подлежат искоренению.

Пора, наконец, перейти к реализации неоднократно обсуждённой и поддержанной научно-экспертным сообществом смешанной стратегии опережающего развития ЕАЭС. Для этого необходимо наделить ЕЭК функциями стратегического планирования, включая прогнозирование экономического развития, разработку и реализацию наднациональных (многосторонних) программ и проектов.

ЕЭК должна превратиться в подлинно наднациональный орган с чётко очерченным кругом полномочий и ответственностью за их эффективную реализацию. 

Метки: , , , , , , , ,

3 комментария на «Сергей Глазьев: Ключевой вызов для России — переход к реализации смешанной стратегии опережающего развития ЕАЭС»

  1. Excellent items from you, man. I've be mindful your stuff

    prior to and you are just too fantastic. I actually like what you've

    got here, certainly like what you are saying and the best way during which you are

    saying it. You are making it entertaining and you still take care of to keep it wise.

    I can not wait to read much more from you. That is really a wonderful web site.

  2. I am sure this post has touched all the internet visitors, its really really

    pleasant paragraph on building up new website.

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank