подводные силы

Подводные силы России

 

«Нас ищут повсюду»

19 марта 2020 г.

Автор     Автор: Андрей Станавов

«По пеленгу 300, шум винтов, контакт классифицирую как торпеды. Идут на нас», — короткий доклад гидроакустика взрывает тишину центрального поста. По отсекам разлетаются отрывистые команды, гремят люки, слышен топот ботинок. Огромная атомная лодка стремительно ложится на боевой курс и начинает маневр уклонения. Командир доволен: увернуться успели, оценка за тренировку — отлично.

Подводная лодка проекта Ясень-М

Подводная лодка проекта «Ясень-М» © Фото : СЕВМАШ

По случаю  Дня подводника корреспондент РИА Новости поднялся на борт многоцелевого крейсера «Северодвинск», пообщался с экипажем и выяснил, почему корабли проекта 885 так сильно не любят на Западе.

Телохранители «Бореев»

Быстрые, малошумные и крайне «неудобные» для противника — по мнению эксперта вашингтонского Центра стратегических исследований Эндрю Метрика, один «Ясень» может парализовать работу всего Бремерхафена — главного для США порта высадки в Европе.

ВМФ России выпускает самую мощную и дорогую боевую подлодку, изображение №1

Внешне крейсер подкупает обтекаемыми обводами ограждения боевой рубки — он словно создан для того, чтобы бесшумно скользить под водой. В сравнении с массивными и угловатыми стратегическими «Бореями» его корпус выглядит неожиданно узким и компактным. Впрочем, внешность обманчива. В недрах корабля бьется атомное «сердце» на тепловых нейтронах мощностью 250 тысяч лошадиных сил. Под водой силовая установка разгоняет лодку до 31 узла (57 километров в час).

После пронизывающего морозного ветра, буквально сдувающего с верхней палубы, тесные отсеки «Ясеня» кажутся спасительным убежищем. Впрочем, ненадолго.

Отсеки атомной подводной лодки Северодвинск

Отсеки атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Памятка в отсеках атомной подводной лодки Северодвинск

Памятка в отсеках атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Памятки в отсеках атомной подводной лодки Северодвинск

Одна из памяток в отсеках атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

Не успев сделать и пары шагов, зарабатываю болезненную шишку на лоб.— Голову берегите! Сильнее пригибайтесь, — запоздало советует сопровождающий старшина.

— С моим почти двухметровым ростом только в подводники, — неловко пытаюсь отшутиться я, но получаю совершенно серьезный ответ:

— У нас служат люди и повыше. Дело привычки.

Минуя многочисленные люки, трапы и боковые ответвления, наконец добираемся до центрального поста. Это «мозг» подводного крейсера.

В центральном посту атомной подводной лодки Северодвинск

В центральном посту атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Дисплей в центральном посту атомной подводной лодки Северодвинск

Дисплей в центральном посту атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


График вахт экипажа атомной подводной лодки Северодвинск

График вахт экипажа атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

Именно отсюда им управляют в походе и бою. По сравнению со «стратегами», «Ясень» более маневренная и скоростная лодка, требующая от экипажа хорошей реакции, а от командира — умения мгновенно принимать решения.

«Наша главная задача — охранение стратегических ракетоносцев, которые держат в страхе дальние рубежи, — рассказывает РИА Новости командир корабля капитан первого ранга Роман Санатарчук. — Обеспечиваем их боевую устойчивость. По аналогии с авиацией, они — тяжелые бомбардировщики, а мы истребители прикрытия и штурмовики в одном флаконе. Если противник решит оскалить зубы, можем сами подойти и нанести удар высокоточным оружием — крылатыми ракетами «Калибр».

По словам командира, прятаться от чужих «глаз» и «ушей» с каждым годом становится сложнее — НАТО совершенствует комплексную противолодочную систему наблюдения, с норвежских аэродромов все чаще взлетают новейшие патрульные самолеты Boeing P-8 Poseidon. Запад пока еще очень плохо знает характеристики «Ясеней», поэтому пытается держать их на особом контроле.«Нас опасаются не просто так, — отмечает командир. — У этого корабля очень низкая шумность, гораздо ниже, чем у большинства иностранных конкурентов. Крылатое оружие позволяет работать с больших дистанций, потенциальные цели обнаруживаем гораздо раньше, чем они нас. Кроме того, лодку скоро будут модернизировать под гиперзвуковые ракеты. Это серьезно расширит возможности».

Командир АПЛ Северодвинск Роман Санаторчук

Командир АПЛ «Северодвинск» Роман Санаторчук © РИА Новости / Андрей Станавов


Командир атомной подводной лодки Северодвинск

Командир атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Старший помощник командира атомной подводной лодки Северодвинск

Старший помощник командира атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Командир атомной подводной лодки Северодвинск на верхней палубе

Командир атомной подводной лодки «Северодвинск» на верхней палубе © РИА Новости / Андрей Станавов

Роману 39 лет. «Северодвинском» он командует с января. Командиром подлодки мечтал стать с детства. До этого с 2002-го служил на многоцелевых атомоходах проекта 671РТМ «Щука-Б», затем на знаменитых «убийцах авианосцев» проекта 949А «Антей». На головной «Ясень» пришел три года назад. Старшим помощником. Говорит, здесь все совсем по-другому: много новой автоматики и радиоэлектроники, более комфортные бытовые условия и обитаемость, удобней бороться за живучесть.

Насморк и пробоины

Примечательно, что «Северодвинск» стал первой подлодкой в истории российского флота, на которой всплывающую спасательную камеру испытали с людьми внутри. В ноябре 2014-го АПЛ стабилизировали под водой на глубине 40 метров, после чего ВСК с командой испытателей из пяти человек успешно отделилась от корабля и поднялась на поверхность.

Моряки на борту атомной подводной лодки Северодвинск

Моряки на борту атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Учения по ликвидации течи на атомной подводной лодке Северодвинск

Учения по ликвидации течи на атомной подводной лодке «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Внутри спасательной камеры атомной подводной лодки Северодвинск

Внутри спасательной камеры атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Оборудование для борьбы за живучесть в спасательной камере атомной подводной лодки Северодвинск

Оборудование для борьбы за живучесть в спасательной камере атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Места для членов экипажа в ВСК атомной подводной лодки Северодвинск

Места для членов экипажа в ВСК атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

Как на всех боевых кораблях, организации борьбы за живучесть здесь подчинено все. Тренировки по заделыванию пробоин и тушению пожаров проводят практически ежедневно. Разбуди любого подводника среди ночи, он мгновенно отрапортует, как себя вести в случае ЧП, где искать протечки и как накладывать на них пластыри.

«У нас боевой корабль, поэтому устранению повреждений  уделяем особое внимание. Место поступления воды обычно объявляют по громкой связи, туда сразу же прибывает аварийная партия, — объясняет главный корабельный старшина Максим Грипич. — Начинаем бороться за живучесть. Это главная задача всего экипажа вне зависимости от должностей. Я вот техник-электрик, но в случае аварии у меня другие обязанности — спасать корабль и людей».

Обнаружить пробоину и добраться до нее часто очень непростая задача. Корпус длиной 140 метров разбит на восемь отсеков — главный командный пункт, торпедный, жилой, электромеханический, ракетный, реакторный, турбинный и отсек вспомогательных механизмов. Все это «хозяйство» поделено на множество палуб и уровней — настоящий железный город.

Впрочем, в дальнем походе опасности могут подстерегать подводников не только извне. К примеру, если на берегу какая-нибудь вирусная инфекция в худшем случае чревата осложнением, больничным и госпитализацией, то в замкнутом пространстве на глубине она способна уложить в койки весь экипаж и полностью лишить корабль управления.

Осветительные приборы для проведения операций в амбулатории атомной подводной лодки Северодвинск

Осветительные приборы для проведения операций в амбулатории атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

«Для инфекционных больных, представляющих угрозу остальным, имеется специальный изолятор с отдельным санузлом, — начальник медицинской службы «Северодвинска» Дмитрий Бабанов открывает люк в небольшое помещение с койками. — Сейчас тут живу я — начмеду отдельная каюта не положена. Понадобится — освобожу для больного, а сам перееду на его место».

К счастью, по словам Бабанова, сталкиваться в море с тяжелыми инфекциями ему пока не приходилось. Как правило, его работа заключается в рутинных осмотрах моряков между вахтами и периодических консультациях. Самые распространенные жалобы — простудные заболевания и приступы зубной боли.

Начальник медицинской службы атомной подводной лодки Северодвинск за работой

Начальник медицинской службы атомной подводной лодки «Северодвинск» за работой © РИА Новости / Андрей Станавов

«У меня экипаж — около 70 человек. Каждого знаю. Чаще всего приходят с обычным ОРЗ — кто-то поспал в тепле, вспотел, заступил на вахту, попал под вентиляцию, продуло, — рассказывает начмед. — Это не вирус, поэтому большого распространения нет. Максимум пять-шесть человек заболеют. Мы их просто отселяем в отдельную каюту и лечим симптоматически. Если доходит до бронхита, назначаю антибиотики. На борту есть все необходимые медикаменты и аппаратура для диагностики: рентген-аппарат, электрокардиограф, дефибриллятор, барокомплекс для лечения отравлений угарным газом. Даже несложный клинический анализ крови можем сделать. Коронавируса у нас пока, к счастью, нет, видимо, в этих широтах он замерзает».

Самый серьезный эпизод в практике Бабанова — моряк с острой почечной коликой. До берега было далеко, поэтому срочные меры принимали на месте — в корабельной амбулатории. Камень в итоге вышел, приступ купировали. Если бы лекарства не подействовали, потребовалось бы всплывать и решать вопрос с экстренной эвакуацией, что тоже не всегда возможно.

Три месяца глубины

По словам командира, крейсер часто и надолго уходит в море. Только за минувший год он суммарно провел в походах около 150 суток. Атомный реактор и автономные системы жизнеобеспечения позволяют «Ясеню» месяцами находиться на глубине, оставаясь незамеченным.

Приборы в отсеках атомной подводной лодки Северодвинск

Приборы в отсеках атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Оборудование в отсеках атомной подводной лодки Северодвинск

Оборудование в отсеках атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Шкала манометра в ВСК атомной подводной лодки Северодвинск

Шкала манометра в ВСК атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

Сама же лодка при этом все отлично «видит» и «слышит» благодаря огромной сферической носовой антенне гидроакустического комплекса (ГАК). Из-за внушительного диаметра антенны торпедные аппараты на «Ясене» с носа перенесли во второй отсек и разместили по бортам «веером» — решение, беспрецедентное для отечественного кораблестроения. Как упоминалось выше, кроме мин и торпед, подлодка несет восемь вертикальных шахт с крылатыми ракетами — наряду с «Калибрами», в них также можно загружать сверхзвуковые противокорабельные «Ониксы».

Члены экипажа атомной подводной лодки Северодвинск

Члены экипажа атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Главный корабельный старшина Максим Грипич

Главный корабельный старшина Максим Грипич © РИА Новости / Андрей Станавов


Экипаж атомной подводной лодки Северодвинск

Члены экипажа атомной подводной лодки «Северодвинск» во время работы © РИА Новости / Андрей Станавов


Член экипажа атомной подводной лодки Северодвинск

Один из членов экипажа атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Переборки между отсеками атомной подводной лодки Северодвинск

Переборки между отсеками атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

Впрочем, самое главное и секретное оружие «Северодвинска» — его экипаж. Месяцы непрерывного патрулирования под водой требуют от людей колоссальной выдержки и работоспособности. Особенно это непросто с психологической точки зрения.

«Под конец обычно чувствуется напряжение. В свободное от вахт время стараемся чаще разряжать обстановку, шутим, устраиваем всякие безобидные розыгрыши, — рассказывает командир. — К примеру, можем отправить неопытного матроса в какой-нибудь дальний отсек якобы сделать флюорографию. Он полдня проищет, возвращается ни с чем. Такой вот добрый морской юмор, все улыбаются, настроение поднимается. В каютах есть телевизоры, показываем фильмы из цифровой кинобазы. Устраиваем коллективные просмотры».

Кают-компания атомной подводной лодки Северодвинск

Кают-компания атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Каюты экипажа атомной подводной лодки Северодвинск

Каюты экипажа атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Сауна атомной подводной лодки Северодвинск

Сауна атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


В сауне атомной подводной лодки Северодвинск

В сауне атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Стол в кают-компании атомной подводной лодки Северодвинск

Стол в кают-компании атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Спортивный зал атомной подводной лодки Северодвинск

Спортивный зал атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Душевая кабина на борту атомной подводной лодки Северодвинск

Душевая кабина на борту атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

Кормят на крейсере хорошо, кто-то говорит, что даже лучше, чем на надводных кораблях. Два кока, четырехразовое питание и довольно разнообразное меню. За обедом каждому подводнику ежедневно наливают по сто граммов красного сухого вина.

«На первое у нас супы, расписываем по меню-раскладке на неделю и готовим, — рассказывает РИА Новости кок-вестовой старший матрос Фанур Газизуллин. — На второе обычно гарнир, мясо, курица или рыба. Жарим, варим или под овощами запекаем. Всегда на столе салаты двух видов. На завтрак чередуем: каша, чай, кофе, творог, бутерброды с сыром и колбасой. Кофе сами варим. Когда в море выходим, ко всему этому добавляется вечерний чай, начинаем готовить выпечку — пирожки, пиццу, блины, оладьи».

Кок-вестовой Фанур Газизуллин за работой

Кок-вестовой Фанур Газизуллин за работой © РИА Новости / Андрей Станавов


Камбуз атомной подводной лодки Северодвинск

Камбуз атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов


Дверь в камбуз атомной подводной лодки Северодвинск

Дверь в камбуз атомной подводной лодки «Северодвинск» © РИА Новости / Андрей Станавов

Фанур родом из Башкирии, готовить ему нравилось с детства. Отучился на повара-кондитера четвертого разряда, какое-то время работал в кафе. На подлодку пришел четыре года назад, утверждает, что списываться на берег пока не планирует — все устраивает. На фотосъемку кок соглашается неохотно — заметно нервничает. На вопрос, в чем дело, смущенно объясняет, что не смог сегодня найти свой фирменный поварской колпак:

— Как сквозь землю провалился!

— Сквозь воду, — аккуратно поправляю его я.

Фанур улыбается и показывает на часы. Скоро на «Северодвинске» обед, а значит, время на общение с прессой у кока истекло.

Ему нужно досыта накормить 70 человек, без жизненной энергии которых даже самый совершенный и вооруженный подводный крейсер в мире превратился бы в бесполезную груду металла.

P.S. Подробнее можно ознакомиться с российской подводной лодкой проекта 885 «Ясень», с историей создания, описанием конструкции и характеристиками на сайте «MILITARYARMS.RU» в статье "Новейшие многоцелевые российские подводные лодки проекта 885 «Ясень».

Метки: , , , , , , , , , ,

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank