Богатырь

Воинство Отечества


подводные силы

Подводные силы России

Во времена СССР имена этих людей были строго засекречены и об их славных делах мы могли судить только по плодам трудов их. Да и с объявлением, так называемых.  перестройки и гласности их фамилии стали известны далеко не сразу. Кто-то из них так и не дождался публичного признания, уйдя в мир иной, но остались плоды их выдающейся деятельности на благо Отечества.

Многим из нас известно имя выдающегося Генерального конструктора советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения Сергея Никитича Ковалёва, дважды Герой Социалистического Труда. На «Севмаше», знаменитой кузнице подводных ракетоносцев России в не менее знаменитом городе российских корабелов Северодвинске, по его проектам было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по восьми проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.

Имя Игоря Дмитриевича Спасского, много лет возглавлявшего Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ, в составе Объединенной судостроительной корпорации), многим читателям менее известно. Но его по праву считают создателем подводной мощи нашей страны, конструктором номер один в мире подводных кораблей. Под его руководством было построено порядка 200 субмарин. Также он является вдохновителем и создателем многочисленных проектов в кораблестроении и в других областях науки и техники.

2 августа Сергею Никитичу, выдающемуся конструктору и автору проектов четырех поколений советских и российских дизельных и атомных субмарин, исполнилось 93 года . Информационное агентство «ТАСС» посвятило этому событию статью, с которой я и предлагаю ознакомиться читателям.

 

«Такие рождаются раз в 100 лет». Как конструктор Спасский стал легендой в мире подлодок

"августа 2019 г.

Автор     Автор : Роман Азанов

2 августа исполнилось 93 года автору проектов четырех поколений советских и российских дизельных и атомных субмарин. Благодаря ему был создан стратегический подводный флот России.

Игорь Спасский © Семеа Майстерман/ТАСС

Игорь Спасский (в центре), 1989 год Максим Блохин/ТАСС

Игорь Спасский (в центре), 1989 год  © Максим Блохин/ТАСС

Кстати, поначалу молодой инженер Спасский был не очень рад такой перспективе. В интервью газете «Аргументы и факты» он как-то признался: «Когда узнал, что буду работать с подводными лодками, ужас взял. Незадолго до этого плавал на субмарине, спал за дизелем, а после выхода на землю оглох на трое суток. Тогда поклялся: с подлодками в жизни никогда не встречусь. Как говорится, не зарекайся».

В начале профессиональной деятельности прошел на подводных кораблях более 40 тыс. км. С 1950 года жизнь и деятельность Игоря Дмитриевича неразрывно связаны с проектированием подводных лодок. Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням: от конструктора ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») в 1953 году до главного инженера этого конструкторского бюро в 1968-м.

В 1974 году возглавил «Рубин» сначала как главный, а затем в 1983-м как генеральный конструктор предприятия (до 2007 года), где в полной мере раскрылся его талант как крупного организатора, конструктора и ученого.

О «фантастическом» проекте Спасского

Спасским разработан ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определен оптимальный объем автоматизации управления подводными лодками, разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их постройки и значительно повышающие их боевые характеристики.

Игорь Дмитриевич стал пионером в области перехода от отдельных, недостаточно скоординированных между собой разработок различных видов вооружений к системному проектированию. Ярким примером нового подхода к проектированию явилось создание системы «Тайфун», происходившее при огромном техническом и организационном участии Спасского.

Именно этот проект в 1980–1990-е годы не позволял силам НАТО посягать на наши границы — все армии мира буквально «стояли на ушах», когда этот огромный и бесшумный атомный подводный корабль выходил в автономное плавание.

«По поводу проекта 941 „Акула“ двух мнений быть не может. Это для своего времени был великолепный, уникальный корабль, даже фантастический, — говорит глава „Севмаша“. — Здесь и для экипажа были созданы все условия: и сауна, и живой уголок, и комната релаксации с музыкой, с картинками, с птичками и рыбками. На современных кораблях просто места нет для всего этого. Был идеальный проект, который нес очень грозное оружие, фактически удерживающее паритет с США и НАТО. Тем не менее имел замечательную обитаемость, безопасность и условия службы личного состава. И наверное, ни на одном подводном корабле уже такого не будет, потому что другие задачи».

В настоящее время подлодка «Дмитрий Донской» проекта «Акула» несет службу в составе Беломорской военно-морской базы Северного флота и выполняет определенные задачи, в том числе и по испытанию новых кораблей четвертого поколения, которые строит судоверфь «Севмаш».

Подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Дмитрий Донской"  Лев Федосеев/ТАСС

Подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Дмитрий Донской»  © Лев Федосеев/ТАСС

Обоснованная и твердая позиция Спасского определила в свое время и сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

По проектам, созданным под руководством Игоря Спасского, построено свыше 200 атомных и ДЭПЛ, в частности:

  • атомные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар» (головная субмарина вошла в состав флота в 1976 году), 941 «Акула» (1981), 667БДРМ «Дельфин» (1984);
  • атомные подводные ракетные крейсера проектов 949 «Гранит» (1980) и 949А «Антей» (1986);
  • дизель-электрические подводные лодки проектов 877 «Палтус» (1980), 636 (1997), 636М (2004).

Во второй половине XX века ЦКБ «Рубин» было ведущим конструкторским бюро СССР, разрабатывавшим проекты атомных подводных лодок с межконтинентальными баллистическими, а также крылатыми ракетами.

В России создано много замечательных кораблей, разработанных и «Рубином», и «Малахитом», но так как он был директором «Рубина» — а бывших не бывает, — конечно, он восхищается рубиновскими кораблями: «Гранитами», «Акулами», а теперь и «Бореями». Конечно, определенная конкуренция между бюро есть. И конечно, каждый человек, сделав в жизни что-то великое, может этим гордиться. И я думаю, что Игорь Дмитриевич тоже гордится тем, что он сделал, — кораблями, спроектированными на «Рубине» и построенными на «Севмаше»
Михаил Будниченко, генеральный директор ПО «Севмаш»

Боль в сердце

В 2001-м он руководил международным проектом подъема, транспортировки и постановки в док атомного подводного крейсера «Курск», затонувшего 12 августа 2000 года. За уникальной операцией по подъему лодки, которая не имела аналогов в истории по объему работ и риску, следил тогда весь мир.

Игорь Спасский во время пресс-конференции на тему расследования причин аварии на подлодке "Курск", 2000 год EPA PHOTO EPA/ANATOLY MALTSEV

Игорь Спасский во время пресс-конференции на тему расследования причин аварии на подлодке «Курск», 2000 год  © EPA PHOTO EPA/ANATOLY MALTSEV

Еще одна трагедия, которая навсегда осталась в сердце Игоря Дмитриевича, — это гибель атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), которой принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин — 1027 м. Трагедия произошла из-за пожара в отсеках 7 апреля 1989 года в Норвежском море.

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин вспоминает, что познакомился со Спасским именно по тому трагическому поводу. В оборонном отделе ЦК КПСС весной 1991 года под руководством заместителя председателя Совета обороны при президенте СССР, секретаря ЦК Олега Бакланова шло обсуждение доклада объединенной экспертной комиссии, расследовавшей причины гибели. "На заседании этой комиссии развернулась острая дискуссия, свидетелями которой оказались и журналисты центральных советских изданий. В том числе и я — военный корреспондент «Известий», — рассказывает Литовкин.

Открытость по тем временам неслыханная: конфиденциальные, можно даже сказать, секретные вопросы обсуждались в присутствии прессы. Такого никогда не было до этого, а теперь такого нет и подавно. Адмиралы, а среди них выделялся командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев, обвиняли создателей «Комсомольца» в конструктивных недоработках
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Так, например, они утверждали, что в межотсечных переборках на лодке, особенно в стыке их с корпусом, использовалась медь, которая не выдержала высокой температуры пожара, и он из-за этого распространился по всему кораблю.

«Генеральный конструктор ЦКБ „Рубин“ Игорь Спасский, руководивший проектом постройки „Плавника“, говорил о неподготовленности экипажа корабля к борьбе за живучесть, отступлении подводников от требований руководящих документов, что в конце концов и привело к затоплению субмарины. Его аргументы были настолько точны, выверены и весомы, что комиссия не могла не указать в своем решении на вину ответственных за боевую подготовку лиц ВМФ, — вспоминает Литовкин. — Чувствовалось, что генконструктор подлодки досконально, что называется, до винтиков знает не только устройство созданного им корабля, но и организацию службы экипажа, порядок действий всех номеров боевого расчета при пусках ракет или при швартовке к пирсу, а также при возникновении тех или иных чрезвычайных ситуаций».

Атомная подводная лодка "Комсомолец", 1989 год ТАСС

Атомная подводная лодка «Комсомолец», 1989 год  © ТАСС

После Литовкин подошел к нему, представился и попросил комментарии по этому заседанию. Получил их в нескольких коротких и точных предложениях. «Потом не раз я встречался с Игорем Дмитриевичем и в питерском ЦКБ „Рубин“, где проектировались атомные субмарины, и на северодвинском „Севмаше“. Конечно, наблюдал за его работой со стороны, не докучал лишними расспросами, но видел, с каким уважением к нему относятся и руководители предприятия, и флотские начальники, несмотря на весь их огромный опыт, они всегда прислушивались к его замечаниям и рассуждениям», — рассказывает военный обозреватель ТАСС.

Спасский всегда был для них высоким авторитетом, по-деловому принципиален, обладал широчайшей эрудицией и начитанностью, умел мгновенно реагировать на реплику того или иного специалиста и выносил свое решение по поставленному вопросу, не заглядывая ни в какие бумажки
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Другие заслуги

После распада Советского Союза Спасский участвовал в разработке международного коммерческого проекта «Морской старт» по созданию плавучего морского космодрома на базе переделанной нефтяной платформы.

Под руководством Игоря Спасского ЦКБ «Рубин» начало проектировать платформы для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, в том числе участвовало в создании первой российской ледостойкой платформы в Арктике — «Приразломной». Помимо этого ЦКБ участвовало в создании высокоскоростного электропоезда «Сокол-250» для проектировавшейся линии Москва — Санкт-Петербург (проект закрыт в 2002 году), а также построило в городе международный деловой центр «Нептун» и торгово-развлекательный комплекс с океанариумом.

Нефтяная платформа "Приразломная" Максим Воркунков/ТАСС

Нефтяная платформа «Приразломная»  © Максим Воркунков/ТАСС

Игорь Дмитриевич внес вклад в сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга. При участии академика воссозданы Музей-квартира А.С. Пушкина и Литературное кафе Вольфа и Беранже, выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского морского собора, проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном Поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге, создан Музей-памятник «Подводная лодка Д-2» и многие другое.

ЗВАНИЯ, НАГРАДЫ И РЕГАЛИИ И.Д. СПАССКОГО

Доктор технических наук (1978). Действительный член Академии наук СССР (1987, после распада СССР – академик Российской академии наук, РАН).

Старший лейтенант-инженер. Герой Социалистического Труда (1978), кавалер двух орденов Ленина (1970, 1978), ордена Октябрьской Революции (1986), Трудового Красного Знамени (1963), российских орденов «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002), Почета (2010). Награжден медалями (в том числе «За боевые заслуги», 1955), Почетной грамотой Правительства РФ (2001). Лауреат Ленинской (1965), Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РФ (2007). Награжден золотой медалью им. А.П. Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России). Почетный гражданин Санкт-Петербурга (с 2002).

Автор более 100 научных работ по проектированию подводных лодок, ряда статей в российских и зарубежных журналах, книги «Пять красок времени. К 100-летию профессионального проектирования подводных лодок в России» (2001), «Курск». После 12 августа 2000 г." (2003) и другие. В сентябре 2004 года имя академика Спасского присвоено малой планете 11268.

Спасский преподавал в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. В разные годы входил в различные научные советы, правительственные и экспертные комиссии.

«Со Спасским мы иногда созваниваемся, когда есть необходимость по работе. Скорее не так часто, а больше, когда я бываю в ЦКБ „Рубин“, то всегда стараюсь зайти, пожать руку и обсудить какие-то вопросы. Поэтому мы общаемся больше лично, чем созваниваемся, — рассказывает Будниченко. — Обсуждаем с ним и будущие проекты подводных кораблей. Игорь Дмитриевич настолько уникальный человек, что, попадая к нему в кабинет, хочется не только технические вопросы обсуждать, но и на все случаи жизни поговорить. Конечно, беседы очень разносторонние — пытаемся обсудить все, что можно успеть за эти получасовые встречи».

«Бывает и критика у него. Но чаще это какие-то позитивные решения и подсказки, каким путем пойти и как правильно делать. И, как правило, это работает», — признается глава «Севмаша».

Игорь Спасский заложил основы прорывного отечественного подводного кораблестроения. «То, что мы сегодня имеем лучшие в своем классе ракетные подводные атомные крейсера стратегического назначения проекта 955 „Борей“ и многоцелевые подводные атомные крейсера проекта 885 „Ясень“, созданные его учениками, заслуга в первую очередь Игоря Дмитриевича», — считает Литовкин. Сформированная им школа инженерно-технического и высокотехнологического творчества сейчас направлена на создание лучших подводных кораблей, сдерживающих амбиции потенциальных агрессоров и укрепляющих безопасность нашей страны.

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

Метки: , , , , , , , , , ,

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank