Лента новостей

Лента новостей

Наука и техника

Справка

фото: sudostroy.com

Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) — новый тип российских атомных ледоколов. Название расшифровывается как ЛедоКол, мощностью 60 МВт, с ядерной силовой установкой.

Новый атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 имеет размеры, сопоставимые с футбольным полем, – 173 метра в длину и 34 в ширину, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн. По данным Росатомфлота, новая «Арктика» сможет преодолевать льды толщиной до 2,9 метра, двигаясь при этом со скоростью до двух узлов (3,7 километров в час).

 

В Санкт-Петербурге спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол “Арктика”

16 июня 2016 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. /ТАСС/.

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду самого большого и мощного двухреакторного атомного ледоколом в мире – “Арктика”, передаёт корреспондент ТАСС с места события.

В торжественной церемонии приняли участие председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, глава госкорпорации “Росатом” Сергея Кириенко, член Совета Федерации – президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов и другие.

Новые возможности России в Арктике

“Спуск “Арктики” – это во всех смыслах огромная победа, – отметил глава “Росатома” Сергей Кириенко. – Мы можем сегодня говорить, что к концу 2017 года этот атомный ледокол сможет вступить в строй “Росатомфлота”. Это принципиально новые возможности нашей страны в обеспечении обороноспособности и круглогодичной навигации в Арктике, экономическом развитии нашей страны в принципиально важном для России и мира регионе”.

По словам Кириенко, новый ледокол “Арктика” к 2018 году обеспечит вывоз сжиженного газа с “Ямал СПГ”. “Под этот ледокол уже заключены контракты, поэтому мы ждем, что ОСК нам вовремя выдаст в строй ледоколы “Росатомфлота”, мы в 2018 году должны обеспечить вывоз сжиженного газа с “Ямал СПГ”, – сказал он. – Там объемы, растущие по годам. У нас уже контракты на 18 млн тонн”.

Новое поколение ледоколов

Атомный ледокол “Арктика” – одно из трех судов, строящихся для обновления атомного ледокольного флота России. У трех действующих российских атомоходов к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. На смену им должны прийти три атомохода типа “Арктика”: головное судно “Арктика” и два серийных, “Сибирь” и “Урал”. Срок сдачи планируется к 2017, 2019 и 2020 годам соответственно. Все суда строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу “Росатомфлота” (входит в госкорпорацию “Росатом”).

Головной атомный ледокол “Арктика” проекта 22220 был заложен на Балтийском заводе в ноябре 2013 года. Стоимость этого проекта оценивается в 122 млрд рублей. При строительстве ледокола были применены технологии, которые раньше никогда не использовались в атомном флоте. Так, двойная осадка судна с регулируемой глубиной погружения позволит проводить караван судов как во льдах, так и в устьях рек, а новый атомный реактор позволит больше полугода не заходить в порт на перезарядку.

Предполагается, что ледокол сможет ходить без перезарядки около 7 лет. На судне установят две системы для опреснения воды, каждая из которых сможет перерабатывать по 70 тонн.

На сегодняшний день на стапеле Балтийского завода стоят 10 тысяч тонн уже собранных металлоконструкций будущего ледокола, в цехе предварительной сборки №12 создают секции надстройки (закрытого сооружения на верхней палубе судна) для головного ледокола “Арктика”, секции корпуса для “Сибири” и запускают изготовление первых трех закладных секций для “Урала”.

Сам атомный двигатель “Ритм-200” – привезут на завод в июне из Подольска.

Как рассказал сайту телеканала «Звезда» эксперт в атомной отрасли Владимир Хрусталёв:

  • «Реактор РИТМ-200 – самая современная и совершенная ядерная установка для надводных судов. Во-первых, в данный момент это самый мощный атомный реактор, когда-либо установленный на ледоколах. Во-вторых, РИТМ-200 способен работать значительно дольше и со значительно большей средней нагрузкой, причем полные перегрузки топлива ему нужны в несколько раз реже, чем его предшественникам. Ну и в-третьих, он самый безопасный:  у этого реактора значительно больше “запаса прочности” при возникновении аварийных ситуаций».

 

Арктика как сфера влияния

16 июня 2016 г.

 ТелеРадиоКомпания “Звезда”

Курс на возобновление утерянного военного присутствия в Арктике Минобороны взяло несколько лет назад. С тех пор на арктических островах и материковой части России были построены шесть баз: на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля) и Рогачево (архипелаг Новая Земля), а также на мысе Шмидта и острове Врангеля.

Причин тому несколько. Во-первых, пущенная с подводной лодки в Баренцевом море баллистическая ракета долетает до Москвы менее чем за 15 минут, а значит, системы ПВО в Арктике – часть «ядерного щита» страны. Во-вторых, именно в российской части Арктики находится до 40% всего газа и нефти этого региона, и Россия должна бороться за них. Ну и в-третьих, российская Артика уже через 10–15 лет станет кратчайшей дорогой из Европы в Юго-Восточную Азию. По морскому арктическому пути будут ходить нефтеналивные танкеры и танкеры с искусственно сжиженным газом. И проход таких судов без ледоколов может грозить  серьезной аварией. Поэтому контролировать этот путь стратегически важно.

Развитие военной инфраструктуры в Арктике – второй наравне с Крымом проект, в который вкладываются огромные ресурсы, и нет ничего удивительного в том, что практически все предприятия ОПК (и не только) стремятся принять в нем участие. Строятся арктические версии вертолетов (Ми-8АМТШ-ВА), систем ПВО («Тор-М2», «Панцирь»), разрабатываются новые вездеходные шасси, в условиях Крайнего Севера проходят испытания боеприпасы и средства защиты, создается новая экипировка для военнослужащих, огнестрельное оружие и многое другое. Развивает свои проекты и Росатомфлот.

В данный момент ресурс большинства находящихся на балансе Росатомфлота ледоколов заканчивается через пять-семь лет. Речь идет о ледоколах «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», а также «Таймыр» и «Вайгач». Кроме того, 5 мая в свое первое за десять лет плавание отправился прошедший ремонт атомный лихтеровоз «Севморпуть», причем курс он взял на остров Котельный, на котором создается военная база МО РФ. Сообщается, что судно доставило на остров 5,5 тысячи тонн груза – стройматериалы и продукты питания.

Ледокол для армии

Продление ресурса старых ледоколов и создание новых ведется далеко не только для их использования в гражданских целях. Так, в Январе 2016 года директор Росатома Сергей Кириенко и председатель наблюдательного совета Борис Грызлов предложили министру обороны РФ Сергею Шойгу рассмотреть возможность создания на базе атомного ледокола «Советский Союз» подвижного командного пункта.

«На мой взгляд, держать на ледоколе постоянный подвижный командный пункт с личным составом не вполне резонно, а вот создать инфраструктуру для его появления в случае необходимости полезно», –считает бывший командующий Северным флотом, член Совета Федерации от Мурманской области Вячеслав Попов.

По его словам, это даст возможность командованию в случае необходимости управлять силами в арктической зоне.  «По моему мнению, это будет не командный пункт министра обороны, а регионального командования, в частности Северного флота», – сказал Попов.

Отдельно нужно сказать о том, ледоколы проекта 10520 имеют возможность конверсии во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.

О решении министра ничего неизвестно, однако уже 1 февраля на официальном сайте Росатома появилось сообщение о том, что Росатомфлоту планируется придать статус федеральной ядерной организации. Стоит отметить, что все из восьми ФЯО в составе Росатома имеют или имели ранее оборонное направление деятельности.

Помимо возможности круглогодичной навигации, атомные ледоколы незаменимы в экстренных ситуациях. Так, в 1983 году в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали 50 судов, в том числе и первый в мире атомный ледокол «Ленин». Спасти суда, а значит, и ожидающие сезонного завоза арктические поселки помог атомоход «Арктика».

Ключевое значение ледоколы имеют и для снабжения российских военных баз. С их помощью навигационный период может быть расширен с четырех-пяти месяцев в году до девяти.

 Новые ледоколы

Стоит отметить, что спуск на воду нового ледокола «Арктика» – это первая ласточка. По словам военного эксперта Ильи Крамника, России необходимо обновлять свою атомную ледокольную группировку, иначе она довольно скоро сократится: из относительно новых ледоколов остается только «50 лет Победы».

«У нас идет строительство еще одного ледокола аналогичного типа, планируется строительство еще одного более крупного, а значит, мы сохраним возможность по поддержанию судоходства по Северному морскому пути. Особенно в сочетании с дизельными ледоколами меньшей размерности, которые предназначены для работы на реках и в портах. Мы сохраним возможность снабжать свои арктические базы, в том числе в сложных условиях, и обеспечивать проход коммерческих судов по Северному морскому пути», – прокомментировал Крамник.

Ледоколом нового типа, о котором упомянул эксперт, станет ледокол-лидер типа ЛК-110Я – «ледокол мощностью 110 мегаватт (на валу) с ядерной силовой установкой». В настоящее время проектирование этого судна находится в активной фазе и завершится до конца года.

Этот тип ледоколов сможет обеспечить круглогодичную проводку караванов по Северному морскому пути благодаря тому, что способен ломать лед до 4,3 метра толщиной. Именно за счет широкого корпуса он будет проводить за собой крупнотоннажные суда, причем средняя скорость проводки судов вырастет до 12 узлов против шести, которые обеспечивают ледоколы типа «Арктика». Ввести ЛК-110 планируется в 2022–2024 годы, а стоимость программы, согласно данным главы Росатомфлота Вячеслава Рукши, составит 2,1 миллиарда рублей.

Фото: «Балтийский завод – Судостроение»/Атомфлот/Минобороны России
Автор: Кирилл Яблочкин/Михаил Рычагов

Метки: , , , , , , ,

Комментарии закрыты.

наверх Счетчик PR-CY.Rank