Интересные факты


Наука и Техника

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие

(А.С. Пушкин, великий русский поэт) 

 

Коллаж Андрея Седых

 

Николай Кузнецов — легенда, отправившая в прорыв ракеты и реактивную авиацию СССР (ФОТО)

24 марта 2019 г.

     Автор: РУССКАЯ ВЕСНА

Авиаконструктор Николай Кузнецов однажды вспоминал, что его увлечение авиацией началось с недостроенных аэросаней. Он работал трактористом, слесарем-сборщиком, редактором газеты и во всем преуспел. Но в первую очередь Николай Кузнецов — это человек, оказавший огромное влияние на отечественное моторостроение.

Николай Кузнецов — легенда, отправившая в прорыв ракеты и реактивную авиацию СССР (ФОТО) | Русская весна

Двигатели, разработанный под его руководством, до сих пор поднимают в воздух самолеты и ракеты, а крупнейшее самарское двигателестроительное предприятие, которое сегодня входит в «Ростех», названо в его честь. В материале Госкорпорации вспоминаются моменты из жизни именитого конструктора, а также его наиболее значимые разработки, оказавшие огромное влияние на авиационную и космическую отрасли Советского Союза, а по существу и всего мира.

20-летний Николай Кузнецов. Фото: архив ОДК «Кузнецов»

Всё началось с аэросаней

23 июня 1911 года в городе Актюбинске Казахской ССР родился Николай Кузнецов. Его отец был железнодорожником, а мать — домохозяйкой. В 12 лет мальчик вместе с родителями переезжает в село Семеновское Московской области. Там он начинает учиться в школе крестьянской молодежи. В свободное от учебы время 15-летний Николай работает учеником слесаря ремонтной машинно-тракторной мастерской совхоза «Комсомольская отрада».

В это же время будущий авиаконструктор вместе с товарищами начинает трудиться над созданием тех самых судьбоносных аэросаней.

«Представьте: глухое село — и вот из дверей сарая выкатилось эдакое чудо-юдо и помчалось по улице», — вспоминал Николай Кузнецов.

В 1930 году Николай окончил школу и поступил в Московский авиационный техникум. А в 1933 году поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского.

Как встретились две легенды авиастроения

На момент начала Великой Отечественной войны 30-летний Николай Кузнецов был военным инженером 3-го ранга с дипломом академии Жуковского, выпускником летной школы и кандидатом технических наук.

В июле 1942 года Кузнецов направляется на фронт, где до сентября обеспечивает техническое обслуживание боевых самолетов.

А в октябре инженера неожиданно отзывают с фронта и направляют в Уфу на моторостроительный завод № 26 в ОКБ, которым руководила еще одна легенда отечественного двигателестроения — знаменитый конструктор Владимир Яковлевич Климов.

Владимир Климов  vladimir_klimov.jpg

Климов разглядел в Кузнецове большой потенциал, поэтому через некоторое время он обратился в ЦК с просьбой назначить молодого инженера первым заместителем главного конструктора. А в 1946 году Климов и вовсе покидает Уфу, уезжает в Ленинград и становится главным конструктором ОКБ, которое ныне носит его имя и входит в «Ростех».

 

Одним из самых заметных достижений Кузнецова за годы работы на предприятии стало участие в модификации поршневого двигателя М-105 (с 1943 года — ВК-105) для истребителя Як-7. К слову, на М-105 разработки Владимира Климова в годы ВОВ летала бо̀льшая часть истребительной авиации СССР.

С 1949 года Николай Кузнецов начинает работать в Куйбышеве на Государственном союзном опытном заводе № 2 (сегодня — ОДК «Кузнецов», входит в «Ростех»).

Как появился самый мощный турбовинтовой двигатель в мире

В конце 40-х — начале 50-х годов весь двигателестроительный мир занимался разработкой реактивных газотурбинных двигателей. В 1950 году Николай Дмитриевич предложил разработать новый тип такого мотора для стратегической авиации — турбовинтовой двигатель с низким удельным расходом топлива на малых скоростях полёта.

Эта передовая идея поначалу встретилась с непониманием со стороны многих авиаконструкторов. Тем не менее под руководством Николая Кузнецова был разработан турбовинтовой двигатель, с помощью которого самолет мог без посадок и заправок пролететь 15 тысяч километров.

На базе этих разработок был создан уникальный НК-12 — самый мощный серийный турбовинтовой двигатель в мире, который производится и сегодня.

Этот мотор в различных модификациях устанавливался, в частности, на самый скоростной в мире самолет с турбовинтовыми двигателями Ту-95, на сверхдальний пассажирский самолет Ту-114, на самый большой в мире турбовинтовой самолёт Ан-22, а также на экраноплан «Орленок». Самолеты с двигателями НК-12 до сих пор остаются одними из самых быстрых винтовых самолётов.

Прорыв в советском моторостроении: двухконтурный двигатель с форсажной камерой

Еще в 1941 году конструктор двигателей Архип Люлька знал, что будущее авиации — за двухконтурными двигателями.

Работами по созданию такого мотора в 50-х годах занялся Николай Кузнецов, в ходе которых ему пришла идея, помимо двухконтурности, осуществить форсирование двигателя для перехода через скорость звука и при сверхзвуковом полете самолета.

Плодом этой мысли стал НК-6 — первый советский двухконтурный двигатель с форсажной камерой. На время разработки НК-6 являлся наиболее мощным мотором в мире.

На основе НК-6 был сконструирован турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-144.

Этот очень мощный мотор предназначался для легендарного Ту-144 — первого и одного из двух в мире сверхзвукового пассажирского самолета. В свой первый рейс по маршруту Москва — Алма-Ата с пассажирами на борту он отправился 1 ноября 1977 года. Но всего через семь месяцев эксплуатация Ту-144 была прекращена.

Еще одна разработка Николая Кузнецова — НК-32 — в настоящее время устанавливается на стратегических бомбардировщиках Ту-160 «Белый лебедь».

Экраноплан «Лунь»

В 1986 году сошел на воду первый корабль из серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 тонн. Он стал настоящим пиком инженерной мысли гениального конструктора Ростислава Алексеева и получил название «Лунь». Двигателями, запустившими эту уникальную машину, стали 8 газотурбинных моторов НК-87.

Прорыв в космосе

В 1958 году Николай Кузнецов знакомится с Сергеем Королевым, благодаря которому началось увлечение авиаконструктора ракетными двигателями.

После того как Юрий Гагарин впервые побывал в космосе в 1961 году, Королев загорелся идеей доставить советских космонавтов на Луну. Для этого ему нужен был человек, который смог бы усовершенствовать жидкостные ракетные двигатели и сделать их пригодными для лунной программы.

В результате появился НК-33 — первый в мире двигатель закрытого цикла. До этого никто в мире не смог создать силовой агрегат, который заставит работать турбину в среде горячего кислорода.

После того как в 1974 году советская лунная программа потеряла свою актуальность, мир увидел НК-33 только в 1991 году. Во многом опередивший свое время двигатель так поразил американцев, что в 1994 году они подписали контракт о применении двигателей НК-33 на своих ракетах-носителях.

А в прошлом году модернизированная версия НК-33 — НК-33А — обеспечила четвертый старт ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» с военного космодрома Плесецк в Архангельской области.

Высотный вариант НК-33 — НК-43 — двигатель, который имеет лучший показатель в мире по удельной массе среди высотных кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей. Он производится до сих пор.

Двигатель XXI века

Двигатель НК-93 со сверхвысокой степенью двухконтурности, создание которого началось в 1970-х годах, назвали двигателем XXI века, так как он на 20 лет опережал свое время. Его строение и уникальные характеристики не удалось повторить еще никому в мире.

Под этот двигатель до сих пор не сконструирован самолет, поэтому НК-93 работает на земле и используется как мотор для газоперекачивающих агрегатов.

За годы работы под руководством гениального авиаконструктора Николая Кузнецова было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей для самолетов, экранопланов, ракетно-космических комплексов, а также двигателей для газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов. Сегодня специалисты ОДК «Кузнецов» продолжают производство двигателей «НК», в том числе для современных ракет-носителей и космических кораблей.

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

4 комментария на «Крылья Родины: Николай Кузнецов — легендарный конструктор двигателей для авиации и космоса. Путь от судьбоносных аэросаней до уникального сверхмощного НК33»

  1. Please take a look at the web-sites we follow, like this a single, because it represents our picks through the web.

  2. Here is an excellent Blog You may Locate Exciting that we encourage you to visit.

  3. That is the end of this post. Here you will obtain some web pages that we feel youll appreciate, just click the links.

  4. APYbgf Thorn of Girl Excellent information and facts could be identified on this web blog.

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank