Лента новостей

Лента новостей

Экономика

В грядущей «битве за Арктику» одной из точек опоры для государства станут уникальные корабли-ледоколы. Именно благодаря таким кораблям, уже используемым по прямому назначению и судам, достраивающимся на верфях, Россия и будет обеспечивать соблюдение собственных интересов в этом регионе в ближайшее время.

Боевой ледокол и лазер: как Россия готовится испытать уникальные арктические технологии

16 июля 2017 г.

      Автор: Дмитрий Юров

Подход российских специалистов, как одних из самых опытных в деле проектирования и строительства кораблей для «вскрытия» льда, отличается от опыта зарубежных кораблестроителей, прежде всего, своим качеством.

Боевой ледокол и лазер: как Россия готовится испытать уникальные арктические технологии

В грядущей «битве за Арктику» одной из точек опоры для государства станут уникальные корабли-ледоколы. Именно благодаря таким кораблям, уже используемым по прямому назначению и судам, достраивающимся на верфях, Россия и будет обеспечивать соблюдение собственных интересов в этом регионе в ближайшее время.

Концепция боевого ледокола

Сама формулировка «боевой ледокол» долгое время воспринималась зарубежными экспертами как абсурд. Боевые действия в условиях низких температур, да и сам факт проведения боевых операция в таких условиях долгое время считался больше делом далекого будущего, чем реальной необходимостью. Но стремительное освоение Арктики наложило свой отпечаток и на разработку боевых кораблей. Однако подход российских специалистов, как одних из самых опытных в деле проектирования и строительства кораблей для «вскрытия» льда отличается от опыта зарубежных кораблестроителей, прежде всего, своим качеством.

В России не стали формировать исключительно боевой корабль, для свободной работы которого в условиях полутораметрового льда потребуется несколько судов сопровождения. Вместо этого, стараниями ЦМКБ «Алмаз» был создан многоцелевой универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550. Заказанный для ВМФ корабль уже строится на стапелях  Адмиралтейской верфи, однако беспокойство зарубежных партнеров начинается проявляться задолго до спуска корабля и передачи его в состав флота.

Картинка

Суть опасений зарубежных военных заключается в том, что «боевой ледокол» будет способен не только «пробивать» коридоры гражданским судам и обеспечивать стабильные грузоперевозки, но и при необходимости уничтожать нарушителя морских границ России. Помимо радиоэлектронного оборудования и сверхпрочного корпуса на борту «боевых ледоколов» проекта 23550 можно разместить и ракетное вооружение. Эксперты поясняют, что за вертолетным ангаром и площадкой могут с комфортом разместиться пусковые контейнеры комплекса «Калибр-НК». По подсчетам специалистов, на борту может быть размещено до восьми пусковых установок.

Однако задержание и поражение целей ракетным и артиллерийским вооружением не все, на что будет способен перспективный корабль. В зависимости от задачи, корабли проекта 23550 можно будет «дооснастить» вспомогательным оборудованием, с помощью которого можно будет и застрявший корабль из ледяного плена вызволить, и отбуксировать судно-нарушитель. Помимо прочего, на борту корабля могут быть размещены и два крана грузоподъемностью до 28 тонн каждый, что значительно может облегчить работу не только экипажу корабля, но и окажет существенную помощь при спасательных (да и любых других) операциях. Максимальная дальность хода 6 тысяч морских миль, разнородность вооружения, позволяющего решать задачи по нейтрализации нарушителей любых форм и видов позволит российским военным морякам надежно прикрыть северный морской путь и обеспечить безопасность освоения Арктики.

Картинка

Боевой лазер или выдумка фантастов

Наряду с традиционными методами преодоления ледовых преград — «навала» мощным носом и широким корпусом, специалисты предлагают и другие, откровенно экзотические способы «прорубать дорогу кораблю». Продвигаться сквозь толщи льда человечество училось с помощью специальных парогенераторов, взрывчатки, артиллерии, специальных ледовых «ножей» и корпусов необычной формы. Однако все предложенные способы широкого практического применения так и не нашли, так и оставшись в категории полумер.

Идея «растапливать» лед лазером не нова сама по себе. «Надрез» толщи льда значительно облегчит путь кораблю, и как следствие, ускорит его продвижение. Однако с технической точки зрения создать и построить рабочий судовой лазер с мощностью, достаточной для «резки» льда толщиной 1,5-2 метра крайне тяжело даже с учетом всех современных технологий.

Главной проблемой лазерной технологии, при всей ее перспективе, остается необходимый для работы установки источник питания. Сами по себе лазерные проекты испытывались не раз — и США, и Россия имеют в своем распоряжении огромный технологический задел в этом направлении. Американцы разработали YAL-1, которым хотели сбивать боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет, да несколько вариантов судовых лазеров для «ослепления» средств наблюдения. Советский Союз дал миру «Сжатие» и корабельный лазерный комплекс «Аквилон», а в России есть летающий лазер А-60. Однако все эти проекты разработаны для узкоспециализированной работы и выведения из строя средств наблюдения, а не для резки льда в промышленных масштабах.

Картинка

Однако первый шаг к созданию судового лазера уже сделан — экипаж дизельного ледокола «Диксон»  и специальная исследовательская группа в ближайшее время приступят к тестированию 30 киловаттного судового лазера, главной задачей которого и станет  облегчение движения ледокола в арктических широтах. Разработкой уникального устройства, как и в случае со многими похожими проектами, занимаются специалисты НПО «Астрофизика», при поддержке Арктического и антарктического НИИ Санкт-Петербурга.

Эксперты поясняют, что в случае с новой разработкой не идет речи об экспериментах по уничтожению объектов — ближайшая цель : обеспечить надежную работу установки, облегчающей судоходство в условиях арктических льдов.

«Задача состоит не в том, чтобы что-то сбить или уничтожить. Речь идет о максимальном облегчении навигации в северных районах. К тому же, необходимо опытным путем проверить теоретические расчеты, создать установку, измерить энергопотребление и много других параметров просчитать. Для первого этапа это уже очень много», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» ученый-физик, кандидат технических наук Виктор Громов.

Картинка

Вопреки распространенному мнению, судовой лазер не будет резать полтора-два метра льда «сверху донизу» — главной задачей установки будет выполнение «надрезов» для обеспечения максимально безопасного прохождения района кораблем. Такая лазерная установка, по словам экспертов, значительно повысит ледовый класс судна и позволит кораблям передвигаться в районах, недоступных для обычных ледоколов.

Конечной целью, к которой движутся российские ученые, должно стать создание судовой лазерной установки мощностью 200 киловатт. Однако создание малогабаритной лазерной установки потребует не только пересмотреть большинство принципов проектирования, но и подумать об энергопотреблении. Все дело в том, что на первых этапах 200 киловаттный лазер применяться по назначению смогут лишь атомные ледоколы, силовая установка которых сможет генерировать столько энергии, сколько потребуется для длительной работы.

Картинка

Несмотря на то, что эксперимент с судовым лазером на ледоколе «Диксон» еще не состоялся, у технологии огромные перспективы. В том случае, если ученые смогут создать мобильную высокопроизводительную лазерную установку и отработать процесс электроснабжения, есть вероятность получить средство решения не только проблем морского движения по северному морскому пути. Ледоколы, оснащенные лазерной установкой смогут взаимодействовать с арктическими боевыми кораблями, быстро продвигаясь в необходимые районы — как следствие, увеличится зона боевого патрулирования и уменьшится время реакции на любые угрозы в арктическом регионе.

Другая сфера применения таких технологий — предотвращение ледовых заторов на реках. А там и до боевого лазер будет «рукой подать».

Метки: , , , , , , , , , , ,

Отзывов (22) на «Россия корабельная: Уникальные корабли-ледоколы и «боевые» лазеры для «вскрытия» льда»

  1. Excellent goods from you, man. I have understand your stuff previous to and you're just too great. I actually like what you've acquired here, certainly like what you're saying and the way in which you say it. You make it entertaining and you still take care of to keep it sensible. I cant wait to read much more from you. This is really a tremendous website.

  2. I gotta favorite this web site it seems very helpful very useful

  3. Thanks for helping out, excellent information. «It does not do to dwell on dreams and forget to live.» by J. K. Rowling.

  4. Hello there, You have done an incredible job. I’ll definitely digg it and personally recommend to my friends. I am confident they'll be benefited from this website.

  5. Pretty nice post. I just stumbled upon your blog and wanted to say that I've truly enjoyed surfing around your blog posts. After all I will be subscribing to your feed and I hope you write again very soon!

  6. Hello There. I found your blog using msn. This is a very well written article. I’ll be sure to bookmark it and return to read more of your useful information. Thanks for the post. I will certainly comeback.

  7. Some truly nice and useful information on this website, also I think the style has great features.

  8. I like this weblog very much, Its a really nice berth to read and get information. «One man's religion is another man's belly laugh.» by Robert Anson Heinlein.

  9. I'm writing to make you know what a cool discovery our child gained going through yuor web blog. She learned many things, which included how it is like to have an amazing giving character to make the mediocre ones without problems completely grasp specified specialized subject matter. You really exceeded our expected results. Many thanks for producing such good, safe, educational and cool thoughts on this topic to Kate.

  10. I went over this website and I believe you have a lot of great info, bookmarked (:.

  11. Heya i’m for the first time here. I came across this board and I find It really useful & it helped me out a lot. I hope to give something back and help others like you aided me.

  12. Excellent post. I was checking constantly this blog and I am impressed! Extremely useful info specifically the last part :) I care for such information a lot. I was seeking this particular info for a long time. Thank you and best of luck.

  13. I really appreciate this post. I have been looking everywhere for this! Thank goodness I found it on Bing. You've made my day! Thx again

  14. Hello.This post was really fascinating, especially because I was searching for thoughts on this subject last Saturday.

  15. Whats up. Generally wished to provide a short note and check out exactly where you received your web page style I am starting my unique webpage and surely like your personal theme.

  16. Definitely, what a fantastic blog and instructive posts, I surely will bookmark your website.All the Best!

  17. Definitely, what a splendid blog and enlightening posts, I will bookmark your blog.All the Best!

  18. Hey There. I found your blog using msn. This is an extremely well written article. I will be sure to bookmark it and come back to read more of your useful information. Thanks for the post. I will definitely return.

  19. Great write-up, I am normal visitor of one¡¦s blog, maintain up the nice operate, and It is going to be a regular visitor for a lengthy time.

  20. I simply want to mention I am just all new to blogs and definitely loved this blog site. More than likely I’m going to bookmark your blog . You surely come with wonderful articles and reviews. Thanks for revealing your blog.

наверх Счетчик PR-CY.Rank