Лента новостей

Лента новостей

Экономика

В грядущей «битве за Арктику» одной из точек опоры для государства станут уникальные корабли-ледоколы. Именно благодаря таким кораблям, уже используемым по прямому назначению и судам, достраивающимся на верфях, Россия и будет обеспечивать соблюдение собственных интересов в этом регионе в ближайшее время.

Боевой ледокол и лазер: как Россия готовится испытать уникальные арктические технологии

16 июля 2017 г.

      Автор: Дмитрий Юров

Подход российских специалистов, как одних из самых опытных в деле проектирования и строительства кораблей для «вскрытия» льда, отличается от опыта зарубежных кораблестроителей, прежде всего, своим качеством.

Боевой ледокол и лазер: как Россия готовится испытать уникальные арктические технологии

В грядущей «битве за Арктику» одной из точек опоры для государства станут уникальные корабли-ледоколы. Именно благодаря таким кораблям, уже используемым по прямому назначению и судам, достраивающимся на верфях, Россия и будет обеспечивать соблюдение собственных интересов в этом регионе в ближайшее время.

Концепция боевого ледокола

Сама формулировка «боевой ледокол» долгое время воспринималась зарубежными экспертами как абсурд. Боевые действия в условиях низких температур, да и сам факт проведения боевых операция в таких условиях долгое время считался больше делом далекого будущего, чем реальной необходимостью. Но стремительное освоение Арктики наложило свой отпечаток и на разработку боевых кораблей. Однако подход российских специалистов, как одних из самых опытных в деле проектирования и строительства кораблей для «вскрытия» льда отличается от опыта зарубежных кораблестроителей, прежде всего, своим качеством.

В России не стали формировать исключительно боевой корабль, для свободной работы которого в условиях полутораметрового льда потребуется несколько судов сопровождения. Вместо этого, стараниями ЦМКБ «Алмаз» был создан многоцелевой универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550. Заказанный для ВМФ корабль уже строится на стапелях  Адмиралтейской верфи, однако беспокойство зарубежных партнеров начинается проявляться задолго до спуска корабля и передачи его в состав флота.

Картинка

Суть опасений зарубежных военных заключается в том, что «боевой ледокол» будет способен не только «пробивать» коридоры гражданским судам и обеспечивать стабильные грузоперевозки, но и при необходимости уничтожать нарушителя морских границ России. Помимо радиоэлектронного оборудования и сверхпрочного корпуса на борту «боевых ледоколов» проекта 23550 можно разместить и ракетное вооружение. Эксперты поясняют, что за вертолетным ангаром и площадкой могут с комфортом разместиться пусковые контейнеры комплекса «Калибр-НК». По подсчетам специалистов, на борту может быть размещено до восьми пусковых установок.

Однако задержание и поражение целей ракетным и артиллерийским вооружением не все, на что будет способен перспективный корабль. В зависимости от задачи, корабли проекта 23550 можно будет «дооснастить» вспомогательным оборудованием, с помощью которого можно будет и застрявший корабль из ледяного плена вызволить, и отбуксировать судно-нарушитель. Помимо прочего, на борту корабля могут быть размещены и два крана грузоподъемностью до 28 тонн каждый, что значительно может облегчить работу не только экипажу корабля, но и окажет существенную помощь при спасательных (да и любых других) операциях. Максимальная дальность хода 6 тысяч морских миль, разнородность вооружения, позволяющего решать задачи по нейтрализации нарушителей любых форм и видов позволит российским военным морякам надежно прикрыть северный морской путь и обеспечить безопасность освоения Арктики.

Картинка

Боевой лазер или выдумка фантастов

Наряду с традиционными методами преодоления ледовых преград — «навала» мощным носом и широким корпусом, специалисты предлагают и другие, откровенно экзотические способы «прорубать дорогу кораблю». Продвигаться сквозь толщи льда человечество училось с помощью специальных парогенераторов, взрывчатки, артиллерии, специальных ледовых «ножей» и корпусов необычной формы. Однако все предложенные способы широкого практического применения так и не нашли, так и оставшись в категории полумер.

Идея «растапливать» лед лазером не нова сама по себе. «Надрез» толщи льда значительно облегчит путь кораблю, и как следствие, ускорит его продвижение. Однако с технической точки зрения создать и построить рабочий судовой лазер с мощностью, достаточной для «резки» льда толщиной 1,5-2 метра крайне тяжело даже с учетом всех современных технологий.

Главной проблемой лазерной технологии, при всей ее перспективе, остается необходимый для работы установки источник питания. Сами по себе лазерные проекты испытывались не раз — и США, и Россия имеют в своем распоряжении огромный технологический задел в этом направлении. Американцы разработали YAL-1, которым хотели сбивать боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет, да несколько вариантов судовых лазеров для «ослепления» средств наблюдения. Советский Союз дал миру «Сжатие» и корабельный лазерный комплекс «Аквилон», а в России есть летающий лазер А-60. Однако все эти проекты разработаны для узкоспециализированной работы и выведения из строя средств наблюдения, а не для резки льда в промышленных масштабах.

Картинка

Однако первый шаг к созданию судового лазера уже сделан — экипаж дизельного ледокола «Диксон»  и специальная исследовательская группа в ближайшее время приступят к тестированию 30 киловаттного судового лазера, главной задачей которого и станет  облегчение движения ледокола в арктических широтах. Разработкой уникального устройства, как и в случае со многими похожими проектами, занимаются специалисты НПО «Астрофизика», при поддержке Арктического и антарктического НИИ Санкт-Петербурга.

Эксперты поясняют, что в случае с новой разработкой не идет речи об экспериментах по уничтожению объектов — ближайшая цель : обеспечить надежную работу установки, облегчающей судоходство в условиях арктических льдов.

«Задача состоит не в том, чтобы что-то сбить или уничтожить. Речь идет о максимальном облегчении навигации в северных районах. К тому же, необходимо опытным путем проверить теоретические расчеты, создать установку, измерить энергопотребление и много других параметров просчитать. Для первого этапа это уже очень много», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» ученый-физик, кандидат технических наук Виктор Громов.

Картинка

Вопреки распространенному мнению, судовой лазер не будет резать полтора-два метра льда «сверху донизу» — главной задачей установки будет выполнение «надрезов» для обеспечения максимально безопасного прохождения района кораблем. Такая лазерная установка, по словам экспертов, значительно повысит ледовый класс судна и позволит кораблям передвигаться в районах, недоступных для обычных ледоколов.

Конечной целью, к которой движутся российские ученые, должно стать создание судовой лазерной установки мощностью 200 киловатт. Однако создание малогабаритной лазерной установки потребует не только пересмотреть большинство принципов проектирования, но и подумать об энергопотреблении. Все дело в том, что на первых этапах 200 киловаттный лазер применяться по назначению смогут лишь атомные ледоколы, силовая установка которых сможет генерировать столько энергии, сколько потребуется для длительной работы.

Картинка

Несмотря на то, что эксперимент с судовым лазером на ледоколе «Диксон» еще не состоялся, у технологии огромные перспективы. В том случае, если ученые смогут создать мобильную высокопроизводительную лазерную установку и отработать процесс электроснабжения, есть вероятность получить средство решения не только проблем морского движения по северному морскому пути. Ледоколы, оснащенные лазерной установкой смогут взаимодействовать с арктическими боевыми кораблями, быстро продвигаясь в необходимые районы — как следствие, увеличится зона боевого патрулирования и уменьшится время реакции на любые угрозы в арктическом регионе.

Другая сфера применения таких технологий — предотвращение ледовых заторов на реках. А там и до боевого лазер будет «рукой подать».

Метки: , , , , , , , , , , ,

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank