Лента новостей

Лента новостей


Наука и Техника

Наука и Техника

О том, как ледокол «Святогор» в течение века стал «Красиным», спас две знаменитые экспедиции, поучаствовал в войне, дважды обошел вокруг света и, наконец, превратился в музей, рассказывает ТАСС.

 ледокол красин

фото: Neva.Today

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»

31 марта 2017 г.

      Авторы: Юлия Андреева, Екатерина Андреева

Ровно 100 лет назад на британских верфях построили ледокол «Святогор», на тот момент самый мощный в мире. Через полтора года его решили затопить. И затопили. Когда его подняли со дна, он стал «Красиным», прослужил на плаву еще более полувека, прошел вместе со страной важнейшие исторические вехи — и до сих пор находится в строю.

фото: © Юрий Белинский/ТАСС

«Вся столетняя история нашего государства прошла через „Красин“, с ледоколом связаны самые яркие и драматические события», — говорит генеральный директор Музея Мирового океана (Калининград — Санкт-Петербург) Светлана Сивкова.

«Святогор» из Ньюкасла

В 1915 году, несмотря на участие страны в Первой мировой войне, Совет министров России разработал и принял программу строительства ледокольного флота для освоения Арктики. На тот момент в составе российского флота уже действовал первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» (спущен на воду в 1898-м). По его образцу решено было создать еще более мощный, самый передовой в мире корабль.

По заказу российского Главного управления кораблестроения в 1916 году в Англии, в Ньюкасле, началось строительство нового линейного ледокола. Он превосходил «Ермак» по скорости хода (15 узлов), мощности машин (10 тыс. л. с.) и водоизмещению (10,6 тыс. тонн), имел ледовый пояс шириной около 3 м, который должен был обеспечить прочность корпуса в районе ватерлинии.

В марте 1917 года судно зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана под именем «Святогор» — в честь былинного русского богатыря. 31 марта на нем был поднят Андреевский флаг.

«Ледокол закладывался как самый мощный в мире, каковым и оставался до 50-х годов ХХ века. Вся его история — это сплошные уникальные моменты: „Красин“ — единственный ледокол в мире, который совершил два кругосветных похода, он получил мировую известность как спасатель, а после операции по спасению экспедиции генерала Умберто Нобиле в 1928 году западные державы наконец признали молодую советскую республику», — отмечает директор филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол „Красин“ Александр Петров.

Затоплен для защиты революции

Летом 1918 года, на заключительном этапе Первой мировой войны, „Святогор“ принимал участие в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не дать кораблям противника войти в устье Северной Двины, в августе было решено затопить два ледокола — „Святогор“ и „Микула Селянинович“. Эта мера не помогла: интервенты захватили город и расстреляли командира „Святогора“ Николая Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении. Позднее англичане смогли поднять ледокол со дна моря и в феврале 1920 года увели его в Великобританию безо всяких документов.

Через несколько месяцев корабль, уже под британским флагом, был арендован Россией для спасения во льдах Карского моря ледокольного парохода „Соловей Будимирович“ с 85 пассажирами на борту.

Вернуть ледокол Россия смогла лишь в 1921 году после долгих переговоров с британским Адмиралтейством — их вели тогдашний нарком внешней торговли Леонид Красин и кораблестроитель академик Алексей Крылов. Возвращение судна и подписание англо-советского договора были одними из первых событий „полосы признания СССР“, а роль наркома Красина в этих переговорах с 1927 года была увековечена в новом имени корабля.

На пути к мировой славе: спасение Нобиле

Всемирную известность „Красин“ получил в 1928 году, когда спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу. Это была одна из самых знаменитых операций в истории судна.

Нобиле с экспедицией из 16 человек на дирижабле „Италия“ 23 мая 1928 года отправился с западного побережья Шпицбергена. Через два дня путешествия „Италия“ потерпела аварию, в результате которой семь членов экспедиции погибли, а девять выживших во главе с Умберто Нобиле остались дрейфовать на льдине. Итальянское правительство обратилось к советскому с просьбой спасти экспедицию, и 16 июня к месту бедствия из Ленинграда отправился „Красин“. Сложнейшая спасательная операция продолжалась почти месяц, и 12 июля выжившие итальянцы и фокстерьер Титина были подняты на борт. В начале октября ледокол пришел в Ленинград, где ему устроили триумфальную встречу.

Умберто Нобиле и фокстерьер Титина, июль 1928 года

Умберто Нобиле и фокстерьер Титина, июль 1928 года © AP Photo

В 1934 году «Красин», входивший в пятерку самых мощных советских ледоколов, принимал участие в спасении другой полярной экспедиции — челюскинцев. Для участия в этой операции ледокол совершил переход во Владивосток через Атлантику и Тихий океан.

«Красин» в составе конвоев

Летом 1941 года «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации, но с началом курсирования Полярных конвоев ему пришлось стать боевым кораблем. За годы Великой Отечественной войны «Красин» совершил кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток и участвовал в морских сражениях.

«Ледокол „Красин“ на сегодняшний день — единственное действующее судно, которое участвовало в Полярных конвоях. Но он не только вез орудия и снаряды для армии, на его счету два сбитых фашистских самолета, а этим может похвалиться далеко не каждый военный корабль», — подчеркивает председатель региональной общественной организации «Полярный конвой» Юрий Колесников.

Бой, в котором экипаж «Красина» сбил два немецких самолета, произошел 26 апреля 1942 года, когда конвой PQ-15, участником которого был «Красин», на пути из Рейкьявика в Мурманск был атакован у берегов Норвегии гитлеровской авиацией. «Красин» не только вступил в прямой бой с противником, но и прикрывал следовавший с ним слабо вооруженный ледокол «Монткальм» от атак немецких торпедоносцев. 6 мая 1942 года конвой, потерявший три транспорта из 23, прибыл в Мурманск.

После этого похода «Красин» перевооружили и направили на проводки караванов судов с военными грузами по Карскому и Белому морям, по трассе Севморпути — в этих рейдах ледоколу приходилось постоянно отражать бомбардировки и атаки подводных лодок.

Освоение Арктики

После войны «Красин» вернулся на Севморпуть и работал на этой трассе в составе Мурманского пароходства до начала 1950-х годов. В 1956–60 годах ледокол прошел капремонт и модернизацию на верфи в городе Висмар в ГДР. Немецкие кораблестроители заменили на «Красине» энергетическую установку, оборудовали вертолетную площадку и почти до неузнаваемости изменили его внешний вид.

Свой последний арктический поход «Красин» совершил в 1971 году, и в 1972-м ледокол, проработавший в общей сложности 54 года на Балтике, в Арктических и дальневосточных морях, переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь «Красина» завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации. Корабль-"пенсионер" оказался в очень сложном положении — были планы продать его за рубеж или распилить и утилизировать.

Для спасения исторического ледокола был организован Общественный комитет, который добился для него музейного статуса. В 1992 году «Красин» стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга в статусе государственного значения памятника истории. С 1996 года "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта. В наши дни ледокол-легенда — центр изучения истории морских полярных исследований. На борт корабля-музея ежегодно поднимаются около 40 тыс. посетителей.

В 2002 году легендарный ледокол был принят в международную Ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA), а двумя годами позже, в 2004-м, стал филиалом калининградского Музея Мирового океана. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт на Морском заводе в Кронштадте.

Метки: , , , , , , , ,

Отзывов (44) на «Россия корабельная: Легенды Арктики — 100-летний юбилей ледокола «Красин»»

  1. Really informative post.Really thank you! Really Great.

  2. Really enjoyed this post.Really thank you! Want more.

  3. Looking forward to reading more. Great blog post.Much thanks again. Will read on...

  4. Say, you got a nice blog.Really looking forward to read more.

  5. Im grateful for the blog article.Much thanks again. Fantastic.

  6. I really liked your blog post.Much thanks again. Fantastic.

  7. I really liked your blog post.Really looking forward to read more. Really Cool.

  8. Im grateful for the article post.Really thank you! Fantastic.

  9. natural alternative back pain:

    Say, you got a nice blog post.Thanks Again. Will read on...

  10. rK0FDk It as best to take part in a contest for the most effective blogs on the web. I will advocate this website!

  11. Thanks a lot for the blog.Really looking forward to read more. Want more.

  12. I really enjoy the blog article.Much thanks again. Keep writing.

  13. Thanks for sharing, this is a fantastic blog post.Really thank you! Great.

  14. informacje plock:

    A big thank you for your article post.Much thanks again. Want more.

  15. Thanks for sharing, this is a fantastic blog article.Thanks Again. Fantastic.

  16. Great blog post.Really thank you! Really Cool.

  17. Thanks for sharing, this is a fantastic blog post. Great.

  18. Say, you got a nice blog post.Really looking forward to read more. Awesome.

  19. I really enjoy the article post.Thanks Again. Keep writing.

  20. Thanks a lot for the blog post.Much thanks again. Great.

  21. Im obliged for the blog article.Thanks Again. Want more.

  22. Thank you ever so for you blog post.Really thank you! Awesome.

  23. Recommended Reading:

    I value the blog post.Really looking forward to read more. Will read on...

  24. Major thanks for the blog post.Really looking forward to read more. Much obliged.

  25. Very good blog.Really looking forward to read more. Really Cool.

  26. wow, awesome post.Really looking forward to read more. Cool.

  27. I loved your article.Really thank you! Much obliged.

  28. Nathan Coombe:

    Thanks a lot for the post.Much thanks again. Awesome.

  29. Thanks for sharing, this is a fantastic blog.Really looking forward to read more. Really Cool.

  30. can ho bien vung tau:

    Fantastic blog.Thanks Again. Will read on...

  31. Thanks for the blog article.Thanks Again. Fantastic.

  32. buy hacklink google:

    I really like and appreciate your article.Really thank you! Want more.

  33. Very good blog.Really thank you! Will read on...

  34. Awesome blog.Really looking forward to read more. Awesome.

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank