Воинская Слава России

Воинская Слава России


Армия и Флот

Армия и Флот

Почти пешком по небу
Летят едва-едва
И раз — «У-2», и два — «У-2»,
И три «У-2».
(Из песни «Служили три пилота»)

 

Мы выпьем раз и выпьем два за наше славное «У-2», но так, чтоб завтра не болела голова.
(Из К/ф «Небесный тихоход»)

 

Их называли «Ночными ведьмами»

8 мая 2013 г.

Картинки по запросу корпорация ростех эмблема     Госкорпорация Ростех

Легендарный женский полк сражался на По-2, которые выпускал Казанский авиационный завод

Именно на этих машинах воевал знаменитый 46 Гвардейский Таманский авиационный полк. У-2 (разработка Поликарпова) во время войны выпускался Казанским авиационным заводом.

  • Днем он был отличной мишенью, а вот ночью малая скорость позволяла поражать цели в ближнем тылу противника с точностью, недоступной для других самолетов того времени (И. РАКОБОЛЬСКАЯ. Н. КРАВЦОВА. «НАС НАЗЫВАЛИ НОЧНЫМИ ВЕДЬМАМИ»).

Самый массовый биплан в истории мировой авиации, небольшой самолет, который наводил ужас на фашистских захватчиков, машина простой конструкции, ставшая легендой Второй Мировой войны. Многоцелевой биплан Поликарпова У-2 стал одним из тех самолетов, на крыльях которого советские пилоты добыли победу в борьбе за небо над Родиной.

За годы войны 11 тысяч бипланов У-2 было изготовлено авиазаводом № 387 в Казани. Сегодня это предприятие известно как Казанский вертолетный завод, который входит в холдинг «Вертолеты России». До войны выпуском У-2 занимался ленинградский авиационный завод. Когда немцы подошли к Ленинграду, предприятие эвакуировали в Казань, где объединили с казанским заводом обозных деталей № 169. Сразу после объединения завод № 387 приступил к выпуску боевых самолетов. Уже в начале сентября 1941 года первые У-2, выпущенные в Казани, приступили к летным испытаниям. В течение всей войны работники завода наращивали объемы производства, здесь был выпущен каждый десятый самолет советской фронтовой авиации.

У-2 впервые поднялся в воздух еще в 1928 году. Технические характеристики аппарата, его надежность и простота в эксплуатации позволили ему не только остаться в боевом строю в течение нескольких десятилетий, но и стать рекордсменом среди машин своего класса по количеству выпущенных экземпляров (около 33 тысяч), а также уникальным самолетом по количеству выполняемых им задач.

У-2 за годы своего существования стал, пожалуй, самым популярным самолетом. Первоначально Николай Поликарпов создавал машину для занятий в летных клубов и подготовки молодых авиаторов. Вскоре самолет стал успешно выполнять огромное количество других задач: его использовали в транспортных целях, для выполнения сельскохозяйственных работ, как санитарный самолет. Позже У-2 использовался как самолет связи, а также завоевал славу легкого бомбардировщика. После смерти Поликарпова в 1944 году самолет переименовали в По-2.

Создавая учебный самолет, Поликарпов руководствовался следующими принципами: конструкция должна быть легкой, простой, надежной, послушной в управлении, чтобы по возможности обезопасить начинающих пилотов от последствий ошибок. Еще одним требованием, стоявшим перед конструктором, было использование наиболее простых деталей, которые могли быть легко заменяемы при ремонте техники.

У-2 представлял собой деревянный биплан с перкальной обшивкой, узлы делались из мягкой стали. Крылья самолета были нормальной двухлонжеронной конструкции, обтянуты полотном и покрыты эмалитом. Лонжероны были коробчатыми.  Элероны крепились как к нижнему, так и к верхнему крылу. В У-2 впервые введены существенные в эксплуатационном отношении улучшения: такие как передвижное ножное управление, передвижные сиденья, взаимозаменяемые элероны и рули высоты со сбалансированными характеристиками. Помимо прочего, У-2 обладал прекрасным резервом для совершенствования, что позволило приспособить его для большого количества задач.

Блестящие свойства машины продемонстрировал эпизод, произошедший с Валерием Чкаловым. Однажды пилот летел на У-2 с пассажиром на борту. Чкалов пролетел между двух сосен, расстояние между которыми было значительно меньше размаха плоскостей самолета. Сделав большой крен,  летчик продемонстрировал не только свое летное мастерство, но и показал молодым пилотам как широко можно использовать У-2.

Во время Великой Отечественной войны У-2 (По-2) зарекомендовал себя как эффективный ночной бомбардировщик.  «Швейные машинки» — так называли немцы эти самолеты, бомбившие вражеские подразделения в ночное время. Самолет мог поднять от 100 до 350 кг боеприпасов.

Один По-2 за ночь мог совершить несколько боевых вылетов, а учитывая максимальную бомбовую нагрузку, самолет мог сбросить боеприпасов больше, чем тяжелый бомбардировщик.

Чаще По-2 действовали парами. Первый самолет, чтобы избежать обстрела зенитками, планировал на цель с выключенным мотором. Вторая машина оставалась незамеченной и двигалась с фланга перпендикулярно направлению атаки на уже освещенную территорию. Вражеский огонь был практически неэффективен. В конце войны немецкие авиационные подразделения  попытались скопировать советскую тактику, создав подобные «беспокоящие полки».

Именно на этих машинах воевал знаменитый 46 Гвардейский Таманский авиационный полк. Подразделение ночных бомбардировщиков было полностью укомплектовано девушками. Четыре эскадрильи из 80 летчиц , 23 из которых получили  звания Героя Советского Союза.

Отважные девушки наносили удары по немецко-фашистским частям. На радарах самолет был невиден, подходили бесшумно. При этом атаковал объекты с удивительной точностью. Немцы за храбрость и авиационное мастерство прозвали девушек Nachthexen – «ночные ведьмы».

За годы войны женский авиаполк совершил 23 672 боевых вылета (это почти пять тысяч ТОНН бомб).

 

В  качестве дополнительного бонуса к статье эпизод боевого применения У-2 в необычной обстановке.

Мы думали он уже сбитый... самолеты так не летают

26 марта 2017 г.

     Автор: Ратибор Ярополкович

Неизвестно быль или вымысел решайте сами...

1942 год, Сталинград. Немцы готовят танковый удар, стремясь отрезать обороняющихся от Волги. Единственный шанс остановить их — разбомбить склады с танковым горючим, найденные разведкой. Следует приказ незамедлительно их уничтожить.

Полковник, командир полка Пе-2, прекрасно понимает, почему этот приказ отдан ему. Он единственный у кого с утра в строю было еще 3 пикировщика. Но Пешки не вернулись с задания. А приказ нужно выполнять. Из способных летать аппаратов имелся только связной По-2 — этажерка обтянутая перкалью, грузоподъемностью килограммов в двести. Но чтобы пробить серьезно укрепленную крышу склада, нужна более солидная бомба.

— Вешайте пятисотку, — командует Полковник, — на замки для топливного бака.

— Не взлетит... Замки не удержат... — слышатся голоса.

— Это приказ, — жестко обрывает Полковник.

— А кто полетит,? — угрюмо интересуется начальник штаба, понимая, что этот летчик уже навряд ли вернется.

— Шлемофон мне и парашют, — обращаясь к адъютанту, говорит Полковник.

— Вам же нельзя, — пытается остановить его адъютант.

— Нет, нах парашют — лишний вес, тащи 200 грамм водки.

Самолет, тарахтя из последних сил движком, каким-то чудом взлетает и, даже не пытаясь набрать высоту, берет курс на южную часть Сталинграда. По-2 из-за перегруза и изменившейся развесовки почти неуправляем, его мотает по тангажу и крену, а из-за нехватки скорости постоянно тянет свалиться в штопор. Но Полковник настоящий ас и ему удается удерживать машину.

Минут через сорок он почти у цели, дважды в пути попадались Мессеры, но они были выше и не заметили его или приняли за телегу, ползущую по земле. Двигатель, работая на пределе, начинает дымить, самолет начинает болтать еще сильнее. Внизу зенитчики, они стоят у орудий, но почему-то не стреляют, правда Полковнику не до них, вот овраг, а вот склады, еще немного, он дергает ручку сброса, самолет подкидывает вверх, бомба ушла.

Пошка сразу стала набирать скорость, болтанка исчезла, зенитчики открывают огонь, но поздно. Склады горят.

Начальник штаба Паулюса лично приезжал разбираться, почему зенитчики не открыли огонь вовремя. Но со всех батарей доложили одно и тоже: «Мы думали он уже сбитый, он дымил и буквально кувыркался в воздухе, решили, что он падает... самолеты так не летают».

А наш полковник, вернувшись, получил выговор, потому что был строгий приказ Ставки, запрещающий командирам полков участвовать в боевых вылетах. Выговор, перед всем строем, Полковнику делал сам командующий Сталинградским фронтом Маршал Тимошенко. Крепко пожав руку, обняв и трижды по-мужски поцеловав.

Метки: , , , , , , , , ,

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank