Армия и Флот

Армия и Флот

Просто рассказ о необычном корабле российского ВМФ, гордости отечественного судостроения, и его замечательном экипаже, достойно несущем свою вахту по защите морских рубежей Отечества.

Огненное дыхание «Самума»

17 июня 2017 г.

      Автор: Владислав Шурыгин

Справка

Владислав Владиславович Шурыгин- военный публицист, обозреватель, штатный автор газеты «Завтра», член редколлегии АПН.руПостоянный член Изборского клуба.

Пуск! …Рёв стартового двигателя был подобен смерчу, и через долю секунды огненный «джинн», сорвавшись с левого «плеча» «Самума», унёсся к горизонту, оставив за собой дымный хвост и скрученное в гармошку ограждение палубы за опустевшей трубой контейнера…

Медленно, как чётки в пальцах, потянулись по кругу секунды. Оборот, ещё оборот… Наконец из динамика хрипло прокаркал «изувеченный» эфиром доклад наблюдателя: «Цель уничтожена!».

Капитан второго ранга Олег Сардин облегчённо откинулся на спинку командирского кресла: «Задача выполнена!»…

Меньше всего он похож на корабль в том виде, в каком обычно представляют корабли. Никаких изящных изгибов бортов, ажурной архитектуры надстроек, этажей палуб, высоких мачт. Нет даже обязательного для всех кораблей гордого «клюва» форштевня. Скорее он напоминает плавучую цитадель. Прямые рубленые борта — мощный квадрат палубы, тяжёлые «наплечники» ракетных контейнеров, «грибы» антенн, невысокая глухая — без иллюминаторов — плита надстройки.

А ещё окраска! Совсем не военно-морская — однотонная серо-голубая, «шаровая», а какая-то «спецназовская» — пятнистая серо-чёрно-синяя. Странная конструкция! И только Андреевский флаг, плещущийся в черноморской синеве, утверждает: перед вами боевой корабль российского военно-морского флота. Причём не просто боевой корабль! За внешней «утюговостью», неуклюжестью на самом деле скрывается настоящий морской гепард. Ни один другой корабль ВМФ не сможет развить на полном ходу скорость в пятьдесят морских миль — больше девяноста километров в час!

И секретом такой стремительности является именно его внешняя неуклюжесть: под «квадратом» внешнего корпуса и резинового «фартука» скега находится не один, а целых два корпуса. Это настоящий катамаран! Причём не просто катамаран, а катамаран на воздушной подушке. Один из самых удивительных кораблей современного флота — ракетный корабль проекта 1239 «Сивуч». Один из последних «осколков» футуристической кораблестроительной программы СССР, создававшей удивительные проекты — ракетоносцы на воздушной подушке, тяжёлые ударные экранопланы, атомные подводные истребители-полуавтоматы…

Дорога «Сивучей» к морю была, в прямом смысле слова, извилистой. Создавался этот проект за тысячу километров от моря, почти в центре Евразии, под Казанью, где в 1984 году в Зеленодольске на Волге был заложен первый корпус, получивший название «Бора». За ним рядом на стапеле был заложен его «систер-шип» «Самум», а ещё через год и третий корпус, который так и не получил имени…

Программа предусматривала строительство двенадцати таких катамаранов, но распад Союза порушил все планы. И третий корабль, стоявший на стапелях, за отсутствием финансирования был разобран заводом на металл. Его уникальный алюминиево-магниевый корпус продан за гроши...

Почти шесть лет ушло на отработку всех технологий и строительство «Боры». И в марте 1992 года по извилистой системе каналов «Волга — Дон» он был переведён на Чёрное море, в ноябре 1992 года прибыл в Керчь, а в марте 1993 года — в Севастополь. За ним через два года сюда же был переведён «Самум». После нескольких лет испытаний и опытной эксплуатации корабли были приняты в состав флота.

Оба «Сивуча» на долгие годы стали последними кораблями Черноморского флота, пополнившими его главную базу в Севастополе. Больше ни одного корабля «самостийная» Украина ввести в состав флота, базирующегося в Севастополе, не позволила.

Почти сразу и «Бора», и «Самум» продемонстрировали уникальные свои возможности. Оказалось, что это едва ли не самые мореходные корабли нашего флота. Им нипочём даже свирепые восьмибалльные черноморские шторма. Вторым открытием стала уникальная ходовая живучесть «Сивучей». Даже с полностью отключёнными движителями на одних только двигателях-нагнетателях воздушной подушки они сохраняли возможность перемещаться. И за всю историю эксплуатации «Сивучей» ни один из них ни разу не лишился хода!

Любой рассказ о военном корабле будет бессмысленным без рассказа о его оружии. По своей огневой мощи «Бора» и «Самум», являясь, по сути, малыми ракетными кораблями, равны эсминцам, стоящим в военно-морской иерархии кораблей  на целых две ступени выше. У каждого «Сивуча» на «плечах» по восемь контейнеров с «москитами» — самонаводящимися сверхзвуковыми маловысотными противокорабельными крылатыми ракетами (по классификации НАТО  Sunburn или «Солнечный ожог»). Дальность их пуска — от 120 до 250 км, в зависимости от задач и способов стрельбы. Вероятность попадания в цель 94−99%.

Залп

При этом сами «Сивучи» за счёт свой огромной скорости становятся в бою почти неуязвимыми. Головки самонаведения крылатых ракет противника, рассчитанные на стандартные морские цели, просто не успевают захватывать наши корабли. По этой же причине против них бесполезны и торпеды.

Но не только «Москитами» способен «ужалить» противника «Сивуч». Также на борту катамарана комплекс ПВО «Оса-М» (20 ракет для самообороны), 76-мм артустановка и автоматические установки АК-630.

В ходе эксплуатации выяснилось и ещё одно удивительное качество «Сивучей», ранее не изученное, — его оптическая невидимость. Движущийся в режиме «воздушной подушки» корабль поднимает своими нагнетателями такое огромное облако водяной пыли, что почти исчезает в нём и становится незаметен на фоне моря…

Конечно, корабль — это, прежде всего, люди! Его экипаж, который и превращает мёртвое железо в боевой корабль — живой совершенный организм, симбиоз людей и техники. Рассказывая о «Сивучах», нельзя не упомянуть о первом командире «Боры» Николае Гончарове. Капитаном второго ранга он принял «Бору» в 1992 году и больше пятнадцати лет не сходил с его палубы. Упорно отказывался от всех повышений и предложений о переводе на штабные должности. Корабль был для него не просто родным домом, он был его душой! И именно Гончаров заложил традиции службы на «Сивучах». Ведь уникальный корабль требует уникального экипажа и особой его подготовки. Это не просто слова. Даже управляются «Сивучи» не привычными всем «колёсными» штурвалами, а настоящими авиационными «рогами». И тому есть свои причины: скорости, на которых перемещается «Сивуч», таковы, что обычное рулевое колесо просто не справится с маневрированием. Каждая секунда — это сотни метров. Поэтому нужны чуткие авиационные штурвалы. Тем более что и разгоняют корабль до таких скоростей две, можно сказать, «авиационные» газовые турбины.

Всё это нужно было изучить, освоить и довести до полной боеготовности.

Именно поэтому «Сивучи» стали настоящей школой офицерских кадров флота, подготовив за двадцать пять лет десятки отличных командиров и специалистов.

За особые заслуги в освоении новой техники Николай Гончаров награждён орденом «За военные заслуги» и стал лауреатом Государственной премии.

В этом году «Сивучи» отмечают юбилей — двадцать лет принятия в состав Военно-Морского флота России. Солидный срок! Но не для «Сивучей». Черноморский климат и уникальные свойства сплава, из которого выполнены их корпуса, позволяют им ещё много лет нести службу на южных рубежах нашей страны.

Командир ракетного корабля «Самум» Черноморского флота России капитан 2 ранга Олег САРДИН

Командир ракетного корабля «Самум» Черноморского флота России капитан 2 ранга Олег САРДИН

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн: стандартное — 850, полное — 1.050
Основные измерения, метров: длина наибольшая — 63,9, ширина наибольшая — 17,2
Осадка на ходу на воздушной подушке >1
Осадка на ходу в водоизмещающем режиме — 3,3
Главная энергетическая установка: ДГТУ — 2 газовые турбины М-10-1, суммарная мощность,
л.с. (кВт) — 36.000 (26.500);
2 дизеля М-511А для водоизмещающего режима, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)
2 дизеля М-504 для нагнетателей, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)
4 тандемных гребных винта в двух колонках
2 гребных винта на валах
Скорость хода, узлов: наибольшая — 53; экономическая — 12.
Дальность плавания, миль: (при скорости, узлов) — 2500 (12), 800 (45)
Автономность, суток: 10
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) — 68 (9)

 

Ракетные катера на воздушной подушке Бора и Самум. Ударная сила фильм

Метки: , , , , , , , ,

Отзывов (43) на «Россия корабельная: Призрак морей — ракетный катер «Самум»»

  1. You have observed very interesting points! ps decent website.

  2. 6x7viT Thanks-a-mundo for the blog article.Really looking forward to read more.

  3. My spouse and i were very peaceful when Albert could carry out his inquiry through the entire precious recommendations he gained through the web page. It is now and again perplexing to just always be releasing thoughts which often people have been making money from. We really see we've got the writer to give thanks to for this. Those illustrations you made, the straightforward website menu, the relationships your site assist to foster — it's many superb, and it's assisting our son in addition to us consider that the matter is amusing, and that's tremendously vital. Many thanks for the whole thing!

  4. As I site possessor I believe the content material here is rattling magnificent , appreciate it for your hard work. You should keep it up forever! Best of luck.

  5. Wonderful web site. A lot of useful info here. I am sending it to some friends ans additionally sharing in delicious. And naturally, thanks on your effort!

  6. Thanks for every other informative web site. Where else may I get that kind of information written in such a perfect manner? I've a undertaking that I am just now running on, and I've been on the glance out for such information.

  7. Law:

    Great write-up, I¡¦m normal visitor of one¡¦s website, maintain up the nice operate, and It is going to be a regular visitor for a long time.

  8. I loved as much as you'll receive carried out right here. The sketch is tasteful, your authored subject matter stylish. nonetheless, you command get bought an edginess over that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come more formerly again since exactly the same nearly very often inside case you shield this hike.

  9. I get pleasure from, cause I found exactly what I was taking a look for. You've ended my four day long hunt! God Bless you man. Have a nice day. Bye

  10. Thank you so much for providing individuals with an extraordinarily marvellous opportunity to check tips from here. It is always so ideal and as well , full of amusement for me personally and my office colleagues to visit your site minimum thrice weekly to find out the new things you have. Of course, I'm always astounded with the special opinions you give. Some 2 facts in this article are in truth the most beneficial I've had.

  11. Thank you for the auspicious writeup. It in fact was a amusement account it. Look advanced to far added agreeable from you! However, how could we communicate?

  12. What i do not realize is actually how you are no longer really much more well-favored than you might be right now. You're so intelligent. You know thus significantly on the subject of this matter, made me for my part consider it from so many various angles. Its like men and women are not involved until it's something to do with Lady gaga! Your personal stuffs outstanding. All the time maintain it up!

  13. You are my intake , I have few blogs and sometimes run out from to brand.I conceive this site holds some really fantastic information for everyone. «Variety is the soul of pleasure.» by Aphra Behn.

  14. Law:

    Excellent post. I was checking constantly this blog and I am impressed! Extremely helpful info specially the last part :) I care for such information a lot. I was looking for this certain information for a very long time. Thank you and best of luck.

  15. whoah this blog is magnificent i like studying your articles. Stay up the good paintings! You recognize, lots of individuals are looking around for this info, you could aid them greatly.

  16. Thanks for your entire work on this web site. Kim takes pleasure in managing research and it's really obvious why. A lot of people know all of the dynamic way you present advantageous techniques on your blog and therefore inspire contribution from people about this subject matter and our own simple princess has always been starting to learn a great deal. Take advantage of the rest of the new year. Your performing a terrific job.

  17. I've been absent for a while, but now I remember why I used to love this website. Thanks, I'll try and check back more often. How frequently you update your web site?

  18. Keep up the superb work , I read few posts on this website and I conceive that your weblog is rattling interesting and has lots of great info .

  19. Thank you for the good writeup. It in fact was a amusement account it. Look advanced to far added agreeable from you! By the way, how can we communicate?

  20. Helpful information. Fortunate me I discovered your site by chance, and I'm shocked why this twist of fate did not took place in advance! I bookmarked it.

  21. I'm really impressed with your writing skills as well as with the layout on your weblog. Is this a paid theme or did you customize it yourself? Anyway keep up the nice quality writing, it’s rare to see a nice blog like this one nowadays...

  22. microsoft access:

    I was pretty pleased to find this site. I need to to thank you for ones time just for this fantastic read!! I definitely loved every bit of it and i also have you bookmarked to look at new things in your blog.

  23. I gotta favorite this internet site it seems invaluable very helpful

  24. I seen your blog post yesterday morning and i also are actually analyzing this item on a normal schedule. You’ve substantial amount of tips correct here so i take pleasure in your thing of an web presence absurdly. Maintain the actual great jobs!

  25. I just like the helpful info you supply on your articles. I will bookmark your blog and take a look at again right here regularly. I'm rather certain I'll learn many new stuff proper right here! Best of luck for the next! nick vivid musical artist

  26. I think this is a real great article.Really thank you! Really Great.

  27. I simply want to say I am just all new to blogging and seriously savored your blog. Likely I’m likely to bookmark your website . You absolutely come with terrific articles. Cheers for sharing with us your blog.

  28. I just want to mention I am just new to blogging and absolutely savored your page. More than likely I’m planning to bookmark your website . You actually come with exceptional well written articles. Kudos for revealing your webpage.

  29. I am so grateful for your blog article.Really looking forward to read more. Really Great.

  30. I truly appreciate this blog. Much obliged.

  31. Thank you ever so for you article post.Really looking forward to read more. Cool.

  32. Thanks for the post. Much obliged.

  33. Thanks for the article post.Really looking forward to read more. Keep writing.

  34. I really enjoy the post.Much thanks again. Cool.

  35. try this web-site:

    Im obliged for the article. Really Great.

  36. can ho bien vung tau:

    Really informative article.Thanks Again. Keep writing.

  37. Really appreciate you sharing this blog article.Really thank you! Really Great.

  38. Looking forward to reading more. Great article post.Thanks Again. Want more.

наверх Счетчик PR-CY.Rank