Интересные факты

Интересные факты

Дела давно минувших дней, 
Событья старины, не столь уж и глубокой
(почти по А. С. Пушкину «Руслан и Людмила»)

 

Людям старшего поколения имена героев этой статьи должны быть знакомы, ведь во времена СССР изучению истории и географии нашей Державы в школе придали куда большее значение, чем нынче. ЕГЗшному же поколению эти имена мало что скажут, если даже они где-то краем уха и слышали о них, за исключением, разве что тех, кто проявляют самостоятельный интерес к нашей истории. Увы — другие времена, другие нравы.

Многие из нас читали великолепный роман Вениамина Каверина «Два капитана». который выдержал более сотни переизданий и был дважды экранизирован, а за сам роман Каверин был удостоен Сталинской премии. Этот удивительный роман о полных опасностями и открытиями приключений главных героев читается на одном дыхании. И уж наверняка многим знаком девиз главного героя повествования «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Картинки по запросу картинки к роману каверина два капитана

Но наверно не все знают, что прототип образа капитана Ивана Татаринова был навеян автору романа историей полярной экспедиции Георгия Седова на судне «Св. Фока» .

На этом позвольте мне остановиться, жаждущие подробностей могут ознакомиться со статьёй о романе в Википедии, а мне позвольте перейти к главному, ради чего и написан этот пост.  История освоения Арктики и покорения Северного полюса знавала и горькие поражения и великие победы. Всё было на героическом пути покорения арктического мира безмолвия.

Я предлагаю совершить путешествие в не столь уж отдалённые времена, всего лишь в год 1912 прошлого века, когда из Петербурга отправились две полярные экспедиции на Север Георгия Брусилова и Георгия Седова и проследить их судьбу.  А поможет нам в этом Евгения Приемская и её статья, публикуемая ниже.

Музей романа В.А.Каверина Фото: Wikimapia

 

Ирония полярной судьбы

3 февраля 2018 г.

      Евгения Приемская

Фото: РИА Новости/Илья Тимин

В 1912 году Петербург покинули сразу две известные полярные экспедиции — на север отправились Георгий Брусилов и Георгий Седов. К 1914 году оба корабля будут числиться пропавшими без вести. «Святой Фока» Георгия Седова назад вернется, но уже без капитана — Седов погибнет на одном из островов Земли Франца-Иосифа в попытке добраться до Северного полюса. Судно Брусилова, «Святая Анна», вместе с экипажем бесследно пропадет во льдах: за сто с лишним лет найти не смогут даже обломков корабля.  Единственными членами команды, которые смогут добраться до Большой земли, окажутся штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. По иронии судьбы, спасет их именно «Святой Фока».

В Петербурге Альбанов и Конрад расскажут о почти двухлетнем ледовом дрейфе корабля Георгия Брусилова — так начнется одна из самых романтических и самых загадочных историй исследования Севера, которая вскоре породит не одну мистификацию.

Модель деревянного судна «Святой мученик Фока», на котором Георгий Седов в 1912 году предпринял попытку достичь Северного полиса. Краеведческий музей. Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

На север или на восток

Северный полюс к этому моменту уже не был в полной мере терра инкогнита — в 1908 и 1909 годах там побывали Федерик Кук и Роберт Пири. Именно желание повторить их успех и стать первым представителем Российской империи, добравшимся до полюса, и гнало на север Георгия Седова. Экспедицию, которая включала не только плавание, но и длительный переход на собаках по льду к северному «пику» земли, он собирал спешно и с горячностью увлеченного идеей человека.

Брусилов таких амбициозных целей перед собой не ставил. Он на берег сходить вообще не собирался и рассчитывал пройти на своей шхуне из Петербурга до Владивостока, не поднимаясь выше, к полюсу. Средства на покупку корабля и снаряжение экспедиции он получил у своей тетки, Анны Брусиловой, пообещав вернуть все вложенные деньги по возвращении из плавания. Расчет был сделан на охотничий промысел, которым Брусилов планировал заняться по пути во Владивосток.

Позднее, когда стало понятно, что «Святая Анна» исчезла без следа, и не без участия Вениамина Каверина, создавшего образ капитана Татаринова, Брусилов, как и Седов, обрел славу романтика-идеалиста.

— Сейчас ходят легенды о том, что Брусилов тоже был достаточно романтической личностью. Не знаю. Сразу было понятно — деньги брал под конкретный коммерческий проект, — считает Евгений Ферштер, руководитель экспедиции «По следам двух капитанов», которая уже несколько лет пытается найти следы шхуны Брусилова.

Правда, и Седова романтиком считают далеко не все. Не исключено, что оба мореплавателя руководствовались, помимо прочего, общим — и довольно прагматическим — соображением.

Репродукция фотографии русского гидрографа и полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова, который прокладывает на карте маршрут движения экспедицииФото: РИА Новости

«Седов устремился к полюсу именно в 1912 году, ибо в 1913-м должно было состояться празднование 300-летия царствования дома Романовых. Достижение полюса или открытие новых земель было бы хорошим подарком государю императору. Именно это подтолкнуло экспедиции Георгия Брусилова и Владимира Русанова», — написал в 1997 году географ, член РГО Леонид Колотило.

«Сильная женщина, кумир экипажа»

Романтизации экспедиции Брусилова во многом помогла случайность. На борту корабля оказалась 21-летняя девушка, Ерминия Жданко. Племянница начальника Гидрографического управления, она отправилась в плавание в качестве полярного туриста. Пройдя на «Святой Анне» только первый, самый небольшой отрезок пути из Петербурга до Александровска-на-Мурмане (сегодня — Полярный), она рассчитывала покинуть корабль и вернуться в столицу.

Там же, в Александровске-на-Мурмане, «Святая Анна» должна была подобрать оставшихся членов экипажа прежде чем направиться в сторону Владивостока. Однако никто из них на борт так и не явился. За считанные дни до выхода команда оказалась неукомплектована. В том числе, Брусилов недосчитался и врача. И Ерминия Жданко убедила капитана взять ее на борт, воспользовавшись тем, что незадолго до этого окончила курсы сестер милосердия.

Неизвестно, сколько сил отняло у Жданко это плавание в арктических условиях — без необходимой экипировки, без достаточных запасов пропитания. Но двое вернувшихся на большую землю членов экипажа вспоминали девушку как один из главных символов человечности и жизненной энергии на замерзавшем корабле.

«Это была сильная женщина, кумир всего экипажа. Она была настоящим другом, редкой доброты, ума и такта», — вспоминал о ней Александр Конрад, один из двух спасшихся членов экипажа «Святой Анны».

К островам Земли Франца-Иосифа

10 сентября 1912 года (по новому стилю) «Святая Анна» покинула Александровск-на-Мурмане и двинулась на восток. Но в начале октября, на выходе из Карского моря, оказалась неожиданно зажата льдами и вместо этого начала вынужденный дрейф на север — в сторону Земли Франца-Иосифа и Северного полюса. Туда, куда как раз в это время всеми силами рвался Георгий Седов.

Вскоре после начала дрейфа Брусилов заболел. Пока капитана, находившегося в полузабытьи, выхаживала Ерминия Жданко, штурман Валериан Альбанов взял на себя руководство кораблем и командой. А потом капитан выздоровел — и на корабле возникла угроза двоевластия.

— Когда Брусилов выздоровел, он сместил Альбанова с руководства, и у них, видимо, на этой почве начался конфликт. Альбанов в своих дневниках достаточно аккуратно про это пишет, но в итоге он на корабле оказался практически пассажиром, — рассказывает Евгений Ферштер.

О градусе конфликта между штурманом и капитаном мнения существуют разные. Кто-то объяснял его любовью к Ерминии Жданко, но большинство исследователей с этим не согласны.

— Мое мнение, что конфликт был (и даже в дневниках, которые мы нашли в ходе нашей поисковой экспедиции, есть строчка, подтверждающая этот конфликт), но не на почве любви. Люди той эпохи были немножко по-другому воспитаны. Да, возможно, оба капитана могли питать к Жданко какие-то чувства — это естественно, но не это послужило основным источником конфликта. Скорее всего, конфликт был из-за власти и из-за недопонимания того, что делать. Кризис, край. Как быть в этой ситуации? Один говорит — надо так, другой настаивает на своем. И потом не надо забывать — Брусилов был дворянином, снобом. Альбанов же добивался всего сам, своим трудом, и опыта у него, конечно, было больше, — еще в 2015 году рассказывал изданию The Arctic полярник Олег Продан, тогда — руководитель поисковой экспедиции «По следам двух капитанов».

Похожее изображение

Георгий Брусилов Фото: wikipedia.org

После этого штурман принял решение покинуть корабль, судьба которого крайне неопределенна, и попробовать по льду добраться до Большой земли, чтобы попросить о помощи. С ним отправились 12 человек.

Переход штурмана Альбанова

Главная трудность состояла в том, что на корабле не только не было экипировки для такого перехода (большую часть всего необходимого, включая каяки, участники группы Альбанова сделали сами). Там не было даже нужных карт. Спасли ситуацию только навыки самого Альбанова.

— У них совершенно случайно в судовой библиотеке была книга Нансена про полярное море, в котором в качестве иллюстрации была карта Земли Франца Иосифа, чуть ли не рукописная. Альбанов как штурман эту карту привязал к географическим координатам и по ней решил попытаться пройти к Мысу Флоры, где, как он знал, еще остались строения английской экспедиции Джексона. Там достаточно долго жили, там были запасы продовольствия, — говорит Евгений Ферштер.

Из-за отсутствия детальной карты Альбанов принял решение двигаться к цели не напрямую, а по дрейфующим льдам — и группа вынуждена была пройти расстояние почти вдвое большее, чем требовалось. Во время длительного «ледяного» перехода каяки оказались балластом, и от одного из них пришлось избавиться. А когда группа добралась до берегов Земли Франца-Иосифа, где начиналась открытая вода, стало понятно, что каяков на всех не хватает.

И штурман предложил еще раз разделится: четыре человека должны были идти по берегу, все остальные — плыть на каяках вдоль него. На мысе Гранта команды должны были объединиться, но пешая группа к месту встречи не пришла.

Из 12 человек, покинувших корабль, выжили лишь сам Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Последний во время перехода даже пытался уйти вперед, оставив ослабевшую группу и прихватив часть снаряжения. Ему это не удалось, но наказывать матроса штурман тогда не стал.

Корабль-призрак

После этого «Святая Анна», вероятно, продолжила свой дрейф. Альбанов принес с собой со «Святой Анны» не только дневники, но и копию судового журнала корабля с его последними координатами — это всё, что до сих пор известно о судьбе шхуны. В 1914 году ее искали, но никаких результатов поиски не принесли — Альбанов с имевшейся у него информации о месте положения корабля в это время до Петербурга еще не добрался.

Вскоре грянула Первая мировая, за ней революция и Гражданская война. Шхуна с оставшимися на ней людьми (всего их было 13 человек) канула в безвременье — даже обломков никто так и не обнаружил. Историки предположили, что команда погибла от голода или от цинги, а судно, скорее всего, вынесло куда-то в район Шпицбергена. Но ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию пока никому не удалось.

Шхуна «Святая Анна» в реке Неве, возле Благовещенского моста в Санкт-Петербурге, перед началом экспедиции Г. Л. Брусилова Фото: wikipedia.org

Судьба корабля многим не давала покоя. В 1917 году, вернувшись в Петербург, Валериан Альбанов издал книгу, основанную на материалах своего дневника: «На юг! К Земле Франца-Иосифа». Через несколько лет после этого, во Франции, одном из главных центров русской эмиграции, появилась женщина, которая назвала себя выжившей Ерминией Жданко и издала собственные мемуары — удивительным образом напоминающие дневники Альбанова. Она же якобы рассказывала о браке с Георгием Брусиловым.

Это дало начало самой романтической из версий, в которой экипаж «Святой Анны» был еще жив, когда она освободилась ото льдов и оказалась в открытом море. Но корабль был обнаружен германской подводной лодкой (к тому времени уже шла Первая мировая). Немцы приняли на борт капитана и сопровождавшую его женщину, Ерминию Жданко, остальным позволили сесть в шлюпки, после чего корабль затопили. Большинство истощенных людей, скорее всего, погибли, не добравшись до земли, но Георгий Брусилов выжил, женился на Ерминии Жданко и всю жизнь прожил во Франции. Правда, зачем капитану было так упорно скрываться, неясно. Поэтому в такой вариант развития событий мало кто верит.

В следующий раз о «Святой Анне» вспомнили уже в 1930-е, когда начался очередной — и намного более технологичный — виток «полярной лихорадки».

— Был такой товарищ, штурман по фамилии Аккуратов. Летчик, который тоже интересовался этой историей. В 1930-е годы, на самом северном острове Земли Франца-Иосифа, острове Рудольфа, он рассказывал, что в разрывах тумана видел очертания вмерзшего в лед судна. Но им пришлось дожидаться, чтобы рассеялся туман, чтобы взлететь. И вот пока они ждали, пока двигатели прогревали, найти уже ничего не смогли. Но говорили, что видели, — рассказывает Евгений Ферштер.

С тех пор судьбу корабля окутало молчание.

Дневники Александра Конрада

Архивов корабля тоже не сохранилось. Считается, что писатель Вениамин Каверин во время своей работы над «Двумя капитанами» был одним из последних, кто видел оригиналы дневников Альбанова. После этого они пропали — до наших дней его воспоминания дошли лишь в отредактированном печатном виде.

Второй выживший, матрос Александр Конрад, тоже привез с собой дневник. Сегодня он хранится в музее Арктики и Антарктики в Петербурге. Вести его он начал стараниями всё той же Ерминии Жданко. Но это и насторожило участников экспедиции «По следам двух капитанов», когда они решили изучить документы.

— Альбанов пишет, что Ерминия Жданко в Александровске-на-Мурмане раздала всем тетради в коленкоровом переплете, карандаши и строго-настрого приказала писать всё, что они увидят. Но дневник, который достался нам от Александра Конрада, был написан не карандашом, а шариковой ручкой, — объясняет Евгений Ферштер.

* Для просмотра иллюстраций наведите курсор на изображение и щёлкните правой клавишей мышки. Откройте изображение в новой вкладке. Для полноформатного просмотра на открывшееся в отдельной вкладке изображение наведите курсор и щёлкните левой клавишей мышки.

* To view the illustrations, move the cursor over the image and right-click the mouse. Open the image in a new tab. For full-length viewing on the image opened in a separate tab, move the cursor and click the left mouse button.

Карта района экспедиции лейтенанта Брусилова в 1912—1914 гг. из книги В. И. Альбанова «На юг к Земле Франца Иосифа!» — Петроград, 1917 год.

Уже в 1940 году Александр Конрад заболел плевритом и оказался в госпитале, где вскоре умер. Не исключено, что в это время карандашный дневник ручкой переписала для отца его дочь. Но даже в этом случае оригинальным документом его назвать уже нельзя.

Все остальные документы, связанные с экспедицией, не пережили революции, Гражданской и блокады — по одной из версий, они сгорели в Париже, в доме эмигрировавшего с ними издателя.

Георгий Седов на Земле Франца-Иосифа Фото: РИА Новости

«Я штурман со шхуны «Святая Анна»

Летом 1914 года, спустя несколько месяцев после того, как они покинули «Святую Анну», Валериана Альбанова и Александра Конрада, потерявших за это время 10 человек из группы, подобрал «Святой мученик Фока» — корабль Георгия Седова.

Сам Седов еще в феврале 1914-го погиб в отчаянной попытке добраться до Северного полюса. Сопровождавшие его матросы Линник и Пустошный, вернувшись на корабль, рассказали, что  умер тяжело больной, привязанный к нартам Седов на острове Рудольфа — где-то недалеко от того места, где в то же время дрейфовала «Святая Анна», к полюсу вовсе не стремившаяся.

Первое, что сказал Альбанов, поднявшись на борт «Святого Фоки»: «Я штурман экспедиции Брусилова со шхуны «Святая Анна», у меня на мысе Грант остались люди». По его настоянию «Святой Фока», который провел в Арктике две тяжелые зимовки и к тому же страдал от недостатка топлива, подошел к точке встречи, на которой так и не появилась пешая группа. Ни на ружейные выстрелы, ни на корабельный гудок на мыс никто так и не вышел.

Сам Альбанов после возвращения остался во флоте. До революции он работал капитаном портового ледокола в Архангельском порту, затем перебрался в Красноярск. А в 1919 году пытался попасть оттуда к адмиралу Колчаку, в то время — Верховному правителю России. То ли по дороге к нему, то ли возвращаясь после встречи с Колчаком, 37-летний Валериан Альбанов погиб недалеко от станции Ачинск при не до конца выясненных обстоятельствах.

По одной из версий, еще до переезда в Красноярск у него случился нервный срыв на фоне неизвестности, окутавшей «Святую Анну», — возможно, он винил себя в том, что после его возвращения поиски судна так и не были продолжены. Не исключено, что Альбанов в 1919 году хотел просить о новой поисковой экспедиции. Но вероятнее всего, он просто прорывался к Колчаку как белый офицер.

Метки: , , , , , , , , , , ,

Отзывов (18) на «Загадки истории арктического дрейфа шхуны Георгия Брусилова»

  1. you've got a fantastic blog right here! would you like to make some invite posts on my blog?

    • admin:

      90% of the articles on my site are copyright with the corresponding links to the original sources and my comments where I thought fit. Take, use, debate, I'll be only too happy about that. At the same time, a reference to me is mandatory, but this is a matter of conscience using my materials. I'm not complex about this. If you have a desire to write a post and post it on my site — I just welcome it. BUT ... before you read the rules of the site. And I recommend reading «For the first time on the site» on the main page of the site.

      With respect. Admin

  2. I definitely wanted to send a simple remark so as to appreciate you for some of the wonderful points you are giving out on this site. My particularly long internet look up has now been rewarded with useful ideas to write about with my neighbours. I 'd mention that we site visitors are very blessed to exist in a really good site with many special individuals with great tricks. I feel extremely blessed to have discovered the web page and look forward to some more entertaining minutes reading here. Thanks a lot once again for everything.

  3. A powerful share, I simply given this onto a colleague who was doing just a little evaluation on this. And he the truth is bought me breakfast as a result of I found it for him... smile. So let me reword that: Thnx for the treat! However yeah Thnkx for spending the time to discuss this, I feel strongly about it and love studying extra on this topic. If doable, as you change into experience, would you thoughts updating your blog with extra particulars? It is highly useful for me. Huge thumb up for this blog publish!

  4. you have an important weblog here! would you prefer to make some invite posts on my weblog?

    • admin:

      90% of the articles on my site are copyright with the corresponding links to the original sources and my comments where I thought fit. Take, use, debate, I'll be only too happy about that. At the same time, a reference to me is mandatory, but this is a matter of conscience using my materials. I'm not complex about this. If you have a desire to write a post and post it on my site — I just welcome it. BUT ... before you read the rules of the site.

      With respect. Admin

  5. I抎 need to check with you here. Which is not something I normally do! I get pleasure from reading a post that can make individuals think. Also, thanks for allowing me to remark!

  6. adidas ultra boost:

    A lot of thanks for all your valuable effort on this site. My aunt enjoys carrying out investigations and it's really easy to understand why. Most people notice all concerning the dynamic method you convey great suggestions via the web blog and as well as foster contribution from people on this area while my girl is now starting to learn so much. Enjoy the rest of the year. You're the one performing a stunning job.

  7. It is best to participate in a contest for probably the greatest blogs on the web. I will recommend this site!

  8. adidas online shop:

    This really answered my drawback, thank you!

  9. I needed to compose you one tiny observation to be able to give many thanks again for your superb guidelines you have documented on this site. It's quite extremely generous with people like you to provide without restraint all that a number of us would've distributed as an e-book in order to make some money for their own end, principally given that you could have tried it if you ever decided. Those basics likewise worked to become fantastic way to recognize that someone else have a similar dream really like my personal own to understand much more with reference to this matter. I'm certain there are several more pleasurable opportunities ahead for individuals who scan through your site.

  10. I'm typically to blogging and i actually respect your content. The article has actually peaks my interest. I am going to bookmark your website and preserve checking for brand spanking new information.

  11. Hi there! I simply wish to give a huge thumbs up for the good info you have got right here on this post. I shall be coming again to your weblog for more soon.

  12. There are actually a number of particulars like that to take into consideration. That is a great level to deliver up. I provide the ideas above as basic inspiration however clearly there are questions just like the one you deliver up the place the most important factor will probably be working in honest good faith. I don?t know if greatest practices have emerged around things like that, however I am positive that your job is clearly recognized as a fair game. Both girls and boys feel the influence of only a second抯 pleasure, for the rest of their lives.

  13. I together with my buddies were actually checking out the great points on your site and then then I had an awful suspicion I had not thanked the site owner for them. All the young boys were for that reason excited to learn all of them and already have in truth been making the most of these things. I appreciate you for being simply accommodating and then for having this form of perfect guides millions of individuals are really wanting to understand about. Our sincere regret for not expressing gratitude to sooner.

наверх Счетчик PR-CY.Rank