Лента новостей

Лента новостей

Аналитика

После гибели в Идлибе штурмовика Су-25 Минобороны РФ приняло решение: в Сирийской Арабской Республике (САР) самолеты этого типа (в армии их называют «Грачами») должны выполнять полеты на высоте свыше 5 тыс. м. Это гарантированно позволяет избежать их поражения огнем переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). 

«Грачам» прописали высоту

5 февраля 2018 г.

      Авторы: 

 

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

Как ранее заявило МО России, по предварительной информации, Су-25 стал жертвой именно ПЗРК. Погибший 3 февраля штурмовик — первый боевой самолет, сбитый в ходе сирийской кампании огнем с земли. По словам экспертов, в САР операционный потолок Су-25 всегда был выше 5 тыс. м. Но в последние дни в районе Идлиба «Грачи» начали летать ниже.

История трагедии

Штурмовик Су-25СМ (RF-95486, бортовой номер 06 «синий») был сбит 3 февраля в южной части провинции Идлиб недалеко от селения Маасаран.

Как официально сообщило Минобороны, «при выполнении облета зоны деэскалации «Идлиб» потерпел крушение российский самолет Су-25. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России. — «Известия»). При ведении боя с террористами пилот погиб». Также в военном ведомстве отметили, что «по предварительной информации, самолет сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса».

Штурмовики Су-25 на авиабазе Хмеймим в сирийской провинции Латакия Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Ответственность за уничтожение «Грача» взяла на себя «Джебхат ан-Нусра» (сменила название на «Хейат тахрир аш-Шам»). Однако по другим сведениям к инциденту могла быть причастна небольшая группировка «Джейш ан-Наср», организационно входящая в Свободную сирийскую армию и в 2015–2016 годах получавшая вооружение от США и их союзников. Именно представители «Джейш ан-Наср» распространили видео попадания ракеты в самолет и кадры с места его падения.

По данным «Известий», сбитый Су-25СМ входил в состав 37-го смешанного авиационного полка (сап) 27-й смешанной авиадивизии. Ранее эта машина принадлежала 960-му штурмовому авиаполку. Но при формировании 37-го сап в его состав была передана одна эскадрилья Су-25СМ из состава 960-го.

Что предприняли

Как рассказали «Известиям» два источника в оборонном ведомстве, а также один представитель авиастроительной отрасли, создана рабочая группа, которая уточнит все детали гибели штурмовика. В частности, изучается, почему пилот не успел задействовать против ПЗРК тепловые ловушки. Это специальные пиротехнические заряды. При горении они выделяют много тепла, «отвлекая» головки самонаведения ПЗРК.

Уже принято решение, что в Сирии Су-25 будут выполнять все полеты на высотах свыше 5 тыс. м. На таком расстоянии от земли самолеты становятся неуязвимыми для ракет ПЗРК. Это также гарантированно защищает от огня зенитных скорострельных пушек и пуль обычного стрелкового оружия.

Штурмовик Су-25 ведет огонь по наземным целям Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— Высота — это самый надежный способ защиты от ПЗРК, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Ракеты такого комплекса достаточно небольшие по габаритам. У них небольшой запас топлива, а значит, чем выше цель и больше ее скорость, тем меньше эффективность ракеты. Сейчас только российский ПЗРК «Верба» способен перехватывать цели на высоте около 6 тыс. м. У остальных комплексов, таких как «Игла», американский Stinger и французский Mistral, потолок не превышает 5 км.

Как отметил военный эксперт Владислав Шурыгин, ВКС России активно применяли Су-25 с самого начала операции в Сирии. Но машины всегда работали на высотах свыше 5 тыс. м.

— Су-25 стали своего рода «грузовиками с бомбами» для российской авиации в Сирии, — отметил эксперт. — У них очень короткое время подготовки к вылету и большой боезапас. «Грачи» забрасывали позиции боевиков градом высокоточных бомбовых ударов. Еще в конце 2000-х годов эти самолеты прошли модернизацию, и их прицельный комплекс позволяет с высоты 5-6 тыс. м класть бомбу в радиусе одного метра от цели. До недавнего времени Су-25 действовали на высоте 5-6 км. Но в начале февраля боевики распространили видеоролик о том, как под обстрел зенитной артиллерии в районе Идлиба попадает Су-25. Хорошо видно, что снаряды рвутся рядом со штурмовиком. Значит, машина шла на высоте не более 2-2,5 км.

Подготовка российского штурмовика Су-25 на аэродроме Хмеймим перед вылетом на боевое задание Фото: ТАСС/Александр Елистратов

Ролик с обстрелом Су-25 зенитной артиллерией был опубликован Edlib Media Center 1 февраля. Тогда ответственность за обстрел российского самолета взяла на себя «Джебхат ан-Нусра». Боевики утверждали, что серьезно повредили штурмовик. Но данная информация не подтвердилась.

— Нет сомнений, что и погибший RF-95486 также шел гораздо ниже 5 тыс. м. Это очень хорошо видно на видеоролике, опубликованном боевиками, — отметил военный историк Дмитрий Болтенков. — Главная проблема Су-25СМ в отсутствии надежного средства обнаружения запуска ракет ПЗРК. Их пуск пилот может обнаружить только визуально, после чего задействовать «тепловые ловушки». Эту проблему призван решить новейший«СуперГрач» Су-25СМ3. Но он пока только поступает в войска.

Нельзя сказать, что ПЗРК только недавно появились у боевиков в Сирии. С 2012 года их жертвами стали шесть самолетов ВВС САР (Су-22, Су-24, МиГ-21 и L-39), а также как минимум пять вертолетов армии этой страны. Досталось от ПЗРК и авиации американской коалиции. Так, в 2014 году боевики ИГ (запрещена в России) сбили иорданский F-16.

Что происходит в Идлибе

В декабре-январе правительственная армия и ее союзники после серии провокаций со стороны боевиков провели крупное наступление на юго-востоке Идлиба. Действия наземных войск активно поддерживала сирийская авиация. Самолеты ВВС САР работали как по целям непосредственно на линии фронта, так и по тылам террористов, чтобы лишить их снабжения и подкреплений. Поддержка с воздуха — один из ключевых факторов успеха регулярной армии, поскольку авиация выбивает бронетехнику противника еще на подступах к фронту и бандформированиям не удается организовать устойчивую оборону.

В последние недели боевики отступали, пытались контратаковать, но истощили свои резервы и сейчас перешли к обороне. Накануне инцидента с российским самолетом правительственные войска подошли на расстояние около 14 км к городу Саракеб, который расположен на стратегической трассе М-5 (Хама–Алеппо) и считается основным опорным пунктом оппозиционеров. Именно в этом районе был сбит российский Су-25.

Штурмовик Су-25 отстреливает тепловые ловушки Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Идлиб был захвачен антиправительственными силами в 2015 году. Он остается последним крупным анклавом вооруженной оппозиции на севере Сирии. Там скопилось несколько десятков тысяч боевиков из разных исламистских группировок, в том числе радикалы из ИГ и бывшей «Джебхат ан-Нусры». Последняя является доминирующей силой в анклаве. Впрочем, часть бандформирований, укрывшихся там, подконтрольны Турции и используют бренд «Свободная сирийская армия» (ССА).

В декабре 2016 года на переговорах в Астане Россия, Иран и Турция договорились о создании в Идлибе зоны деэскалации и прекращении ударов по умеренным оппозиционным группировкам. Однако это ограничение не касалось групп, признанных террористическими, продолживших вооруженную борьбу.

В течение 2017 года Идлиб неоднократно становился базой для мощных ударов по северу провинции Хама. В ответ в конце года сирийцы предприняли наступление, чтобы окружить и уничтожить наиболее агрессивные отряды на юго-востоке Идлиба. Это вызвало беспокойство в Турции. В январе Анкара даже призывала Москву и Тегеран остановить наступление на Идлиб, ссылаясь на угрозу наплыва беженцев в Турцию и нового гуманитарного кризиса. Теперь же в Идлибе появились ПЗРК, которые ранее «засветились» в руках протурецких боевиков ССА, наступающих на контролируемый курдами Африн.

Штурмовик Су-25СМ3 на аэродроме Гиссар перед вылетами в рамках совместных антитеррористических учений Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) государств — членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Таджикистане Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Всепогодный турбореактивный штурмовик Су-25 был разработан в начале 1970-х годов. Первый испытательный полет выполнен 22 февраля 1975 года. Во время испытаний в Афганистане получил прозвище «Грач». Экипаж  один человек. Самолет оснащен авиапушками, бомбами различного калибра, ракетами «воздух–земля» и «воздух–воздух».

Сейчас проходят испытания «СуперГрача» — Су-25СМ3. Эта машина оснащена мощной системой самозащиты. Она обнаруживает запуск ракет ПЗРК, ставит помехи и самостоятельно уничтожает позиции средств ПВО. 

Метки: , , , , , , , , , ,

Отзывов (42) на «Сирия, февраль 2018: По следам гибели «Грача» и о том, что происходит в Идлибе»

  1. «As I site possessor I believe the content material here is rattling wonderful , appreciate it for your hard work. You should keep it up forever! Good Luck.»

  2. Hello.This post was really motivating, especially because I was browsing for thoughts on this issue last couple of days.

  3. «Looking forward to reading more. Great blog.Thanks Again. Will read on...»

  4. Definitely compelling specifics you have stated, say thanks a lot for putting up.

  5. I merely desire to inform you that I am new to having a blog and undeniably valued your post. Very possible I am going to remember your blog post . You seriously have fantastic article materials. Appreciate it for sharing with us your own internet site webpage

  6. whoah this blog is fantastic i love reading your articles. Stay up the great paintings! You already know, a lot of persons are looking round for this information, you could aid them greatly.

  7. Heya i am for the first time here. I came across this board and I find It really useful & it helped me out a lot. I hope to give something back and aid others like you helped me.

  8. It¡¦s really a cool and useful piece of info. I¡¦m glad that you shared this useful information with us. Please stay us up to date like this. Thanks for sharing.

  9. Very good written information. It will be helpful to everyone who usess it, including myself. Keep doing what you are doing — looking forward to more posts.

  10. It¡¦s actually a great and useful piece of information. I am happy that you simply shared this useful information with us. Please stay us informed like this. Thanks for sharing.

  11. It's perfect time to make some plans for the future and it's time to be happy. I have read this post and if I could I want to suggest you some interesting things or suggestions. Perhaps you could write next articles referring to this article. I want to read even more things about it!

  12. Thanks a lot for sharing this with all of us you actually recognise what you are talking about! Bookmarked. Please additionally consult with my site =). We can have a link trade arrangement between us!

  13. Hello. excellent job. I did not expect this. This is a remarkable story. Thanks!

  14. you're actually a excellent webmaster. The web site loading speed is incredible. It sort of feels that you are doing any distinctive trick. Moreover, The contents are masterpiece. you've performed a excellent job in this topic!

  15. I am continually invstigating online for posts that can help me. Thank you!

  16. Well I definitely enjoyed studying it. This post offered by you is very constructive for correct planning.

  17. I needed to draft you that tiny remark to be able to give many thanks yet again for those exceptional tricks you've documented at this time. It is so wonderfully open-handed with people like you to supply easily all that a number of us could possibly have supplied for an e book to get some money for themselves, primarily now that you might have tried it if you ever wanted. Those solutions also acted like the fantastic way to be sure that other individuals have a similar zeal just as my personal own to grasp a good deal more in regard to this issue. I am sure there are a lot more enjoyable instances up front for folks who go through your blog post.

  18. Hi there, You've done a great job. I’ll definitely digg it and personally suggest to my friends. I'm confident they will be benefited from this web site.

  19. Nice post. I was checking continuously this blog and I'm impressed! Very helpful information particularly the last part :) I care for such info a lot. I was looking for this certain information for a very long time. Thank you and best of luck.

  20. Magnificent site. A lot of useful information here. I¡¦m sending it to a few pals ans also sharing in delicious. And certainly, thanks to your effort!

  21. Great web site. Plenty of useful information here. I am sending it to some pals ans additionally sharing in delicious. And certainly, thanks to your effort!

  22. Thank you so much for giving everyone a very wonderful possiblity to read critical reviews from this website. It is always very brilliant and also full of a great time for me and my office mates to visit your blog at the least three times every week to see the fresh tips you have. Of course, I am also at all times fascinated concerning the outstanding inspiring ideas you serve. Selected two areas in this article are ultimately the very best we have all ever had.

  23. Hello.This article was extremely motivating, particularly because I was investigating for thoughts on this topic last Thursday.

  24. It's the best time to make some plans for the future and it is time to be happy. I've read this post and if I could I desire to suggest you few interesting things or tips. Maybe you could write next articles referring to this article. I desire to read more things about it!

  25. I do trust all of the concepts you've offered to your post. They are very convincing and can certainly work. Still, the posts are too quick for starters. May just you please lengthen them a little from next time? Thank you for the post.

  26. I think this is one of the most vital information for me. And i am glad reading your article. But wanna remark on few general things, The site style is perfect, the articles is really nice : D. Good job, cheers

  27. It¡¦s really a nice and useful piece of info. I¡¦m satisfied that you shared this useful info with us. Please keep us informed like this. Thank you for sharing.

  28. Excellent website. A lot of helpful information here. I am sending it to several pals ans additionally sharing in delicious. And certainly, thank you on your effort!

  29. Normally I do not read article on blogs, but I wish to say that this write-up very compelled me to check out and do it! Your writing style has been amazed me. Thanks, quite nice post.

  30. Thanks for sharing, this is a fantastic article post. Cool.

  31. I'm extremely impressed with your writing skills as well as with the layout on your weblog. Is this a paid theme or did you modify it yourself? Either way keep up the excellent quality writing, it is rare to see a great blog like this one nowadays...

  32. Hello there, just became alert to your blog through Google, and found that it is really informative. I’m going to watch out for brussels. I’ll appreciate if you continue this in future. A lot of people will be benefited from your writing. Cheers!

  33. Hello, i think that i saw you visited my blog thus i came to “return the favor”.I'm trying to find things to improve my web site!I suppose its ok to use some of your ideas!!

  34. Appreciate you sharing, great blog post.Really looking forward to read more. Really Great.

  35. Hello. impressive job. I did not expect this. This is a remarkable story. Thanks!

  36. read the full info here:

    I simply want to tell you that I'm very new to blogging and actually enjoyed you're web page. Very likely I’m want to bookmark your blog post . You absolutely come with perfect well written articles. Thanks a lot for sharing your web site.

Ваш отзыв

наверх Счетчик PR-CY.Rank