Мысли вслух

Мысли вслух

Общество

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили
А. Эйнштейн

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно
Л.Н. Толстой

Похожее изображение

История не терпит сослагательного наклонения да и нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому понятно, что полного возврата к советской системе образования не будет. Но с приходом нового министра образования появилась надежда, что что-то лучшее, что было в советской школе вернётся и займёт достойное место в школьном образовательном процессе. Надеяться на это позволяют интервью Ольги Васильевой при вступлении в должность и в процессе начатой ей работы. Понятно и то, что быстрого результата ждать не приходится, слишком многое было угроблено и пущено под откос нашими либеральными горе-реформаторами.

Каких действий ждут от нового министра? Вот некоторые, наиболее характерные, пожелания и надежды, опубликованные на сайте газеты «Комсомольская правда:

Ирина СИРОТКИНА, учитель начальных классов:

— Сократить работу с документами для учителей. Надо ввести должность секретаря-помощника — один человек на школу. А учителям дать больше времени для подготовки к обучению и развитию детей. И оставить либо электронный, либо бумажный журнал. Заполнять оба — катастрофа!

Леонид ЗВАВИЧ, учитель математики:

— Разумные. Требуется тщательно продумывать каждое нововведение. Не принимать сгоряча. Бесконечное количество изменений расхолаживает. Есть ЕГЭ, от него много пользы, но его нужно усовершенствовать, сделать упор на этом.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

— Любую реформу можно проводить как лечение, когда поставлен диагноз. Как я понимаю, нынешний министр образования этот диагноз и пытается поставить. И пока все шаги, которые она делает, кажутся убедительными.

Николай СТАРИКОВ, публицист:

— Нужно прекращение всех реформ. Если в результате изменений теряется качество преподавания, значит, они идут не в ту сторону. Стоит вернуться к советской системе.

Юрий ПОЧТА, заведующий кафедрой сравнительной политологии РУДН:

— Новый министр проводит национализацию образования. Она обращается к традициям Советского Союза, не отказываясь при этом от рецептов Запада. До этого шла ориентация на полное западное заимствование. Мы взяли болонскую систему высшего образования, к ней приспособили обучение в школе. В западных странах свое внутреннее устройство, у нас оно отличается. Теперь нужно эти элементы грамотно совместить, учитывая культурные особенности.

Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:

— Начать с ценностных ориентиров. Если общество решит, что мы в школах готовим потребителей, то можно ничего не делать. Ведь для таких людей важен упор, например, на детские конкурсы красоты. Но если мы создаем идеологию образования, то не будет вопросов, нужно читать Священное Писание или нет. Для любого образованного человека это необходимо.

Дмитрий ЧУГУНОВ, член Общественной палаты РФ:

— Следует убрать систему ЕГЭ. Это вызывает огромное напряжение у школьников. Их затачивают под выполнение однотипных заданий, потом проверяют металлоискателями. Только собак и смотровых вышек не хватает. С этим нужно что-то делать.

Илья, читатель сайта KP.RU:

— Разберитесь сначала с учительской зарплатой. Нужно, чтобы преподаватель ни в чем не нуждался.

Скандалы, сопровождавшие внедрение ЕГЭ, сыграли свою положительную роль, как бы мы не относились к этой системе. И хотя до сих пор не всё в ней гладко — она работает. 

Как влияет, якобы, налаженный контроль над тестами ЕГЭ на знания школьников, которые в советское время не подвергались сомнениям? Автор статьи пытается  разобраться в этой проблеме. И хотя материал написан 2 года назад, он остаётся актуальным и сегодня, поскольку проблемы, рассматриваемые в нём никуда не делись, а в чём-то и обострились с приходом нового министра образования.

Почему советская школа была лучше нынешней

19 апреля 2015 г.

Александр Ситников     Автор:  Александр Ситников

7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей.

Картинки по запросу школа в советское время

Российское самопознание

Статья № 7 «Закона об образовании» предписывает ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и так далее. Если попытаться понять эти фразеологизмы, то их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию. Вместо того чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. В конце концов, федеральные государственные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря, к двойкам. В частности, в нормативах сказано — «не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования». Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год.

Тинэйджеры по-итальянски

Составители новой российской системы образования, по мнению многих экспертов, скопировали формат большинства западных школ, главный постулат которой звучит так: «хочешь учиться — учись». Между тем, учителя бьют тревогу по поводу отсутствия у старшеклассников чувства ответственности, которое было характерно для советских выпускников. У многих молодых людей, закончивших современную школу, наблюдается психология тинэйджеров. Доцент кафедры социологии Лондонской школы экономики Екатерина Хаким отметила, что две трети молодых девушек в Европе категорически не хотят работать, ставя главной целью своей жизни удачное замужество. В России таких — уже половина. О том, как «самопознавательная» образовательная система, принятая на Западе, влияет на взрослую жизнь, можно наблюдать в странах ЕС. По статистике, 80% тридцатилетних поляков, итальянцев и греков живут с мамами и папами, а в Англии половина всех молодых людей регулярно требует от родителей деньги на проживание. Об этой проблеме говорит советник директора Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов: «Повальная постподростковость — это не персональный выбор итальянцев или японцев, это глубокая деформация, кризис уже в запущенной стадии».

Чистописание: кара или необходимость?

Западный подход в корне противоречит русской этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, унаследованным советской образовательной системой от царской начальной школы. «В воспоминаниях тех, кто помнил дореформенные уроки чистописания (до 1969 года), последние очень часто изображаются как кара и проклятие маленького человека, — поясняет филолог, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Константин Богданов. —  Маршалл Маклюэн (выдающийся теоретик XX века в области культуры и коммуникаций), а вслед за ними другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера ее медиальной передачи. Образовательная роль чистописания представляется при этом более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью».

Социальные сети вместо учебников

«Степень поколенческой преемственности у детей предреволюционной и советской поры в этом отношении выше, чем у детей, прошедших советскую школу, и тех, кто учится в школе сейчас, — констатирует Константин Богданов. — В последнем случае граница между поколениями пролегает там, где, фигурально выражаясь, заканчиваются чернильные кляксы». Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры. Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас — в эпоху интернета. При всех технических плюсах, отсутствие самоцензуры во всемирной паутине приводит к деградации детской личности. «Бесконтрольный интернет калечит детскую душу, — уверены учителя, — школьницы устраивают селфи-сессии, стараясь шокировать публику. Мальчики становятся агрессивными и циничными. Они бравируют жестокостью». По общему мнению педагогов, дети страдают интернет-зависимостью. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на учебники.

Кругозор

Отсутствие требований к системным знаниям сразу же привело к сокращению предметов. В итоге убрали всё, что в советское время способствовало развитию кругозора. Детей, например, не учат астрономии, мотивируя это тем, что и в Америке этого предмета в школьной программе нет, «зато ВВП в разы больше, чем у нас». Кроме того, в российских школах убрали и черчение, мол, теперь проектируют с помощью САПР (системы автоматизированного проектирования). Между тем, по мнению многих математиков, именно черчение развивает геометрическое и пространственное мышление.

Спорт

О том, что советские школьники и школьницы занимались массово спортом, знают все. К примеру, но нормам ГТО для получения серебряного значка «Смелые и ловкие» учащиеся (мальчики) 1−4 классов должны были пробежать 60 метров за 10.8 секунд, а тысячу метров — за 5 минут, и, конечно же, потянуться на высокой перекладине — 3 раза. Десятиклассникам же предъявлялись требования, которые не под силу большинству нынешних молодых мужчин. Чтобы получить опять-таки «серебро» третьей возрастной ступени «Сила и мужество», необходимо было пробежать три тысячи метров за тринадцать с половиной минут, и проплыть «пятидесятиметровку» — за пятьдесят секунд. Кроме того, требовалось подтянуться на перекладине девять раз. Ставились и другие задачи: метнуть гранату весом 700 г на 32 м (для юношей); выполнить упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки (дистанция 25 м, 5 выстрелов) с результатом: из винтовки типа ТОЗ-8 — 30 очков, из винтовки типа ТОЗ-12 — 33 очка. По статистике, в СССР более 58 миллионов человек в 1972—1975 гг. сдали нормы ГТО, в том числе большинство школьников.

Нынешние нормы ГТО явно проигрывают советским. К примеру, 17-ти летнему юноше для получения «серебра» надо пробежать три километра за 14 минут и 40 секунд, а «пятидесятиметровку» — лишь бы проплыть.

ЕГЭ и золотая медаль

Советская школьная золотая медаль ценилась очень высоко. «После 10-го класса мы сдавали 8 (!) обязательных экзаменов (контрольная по алгебре, геометрия устно, сочинение, литература устно, физика, химия, история, иностранный язык), — вспоминает медалистка СШ № 51 Минска Анна Островская (1986 год выпуска). — Причем письменные работы медалистов — сочинение и алгебру — проверяли несколько комиссий, и школьная, и районная. Помню, очень долго ждали этого подтверждения оценок. К слову, моему однокласснику-отличнику медаль в итоге не дали, но он и без нее поступил в Московский мединститут». По имеющимся на тот момент правилам медалисты поступали ВУЗы, имея преимущества перед другими абитуриентами. Им необходимо было сдать лишь профильный экзамен. «Блатными» золотые медали стали уже в период перестройки, с появления первых кооперативов, — вспоминает учитель истории Мария Исаева, — но хочу отметить, что, если у преподавателей ВУЗа возникали сомнения в медалисте, следовали серьезные проверки и самые строгие выводы. Когда же перестала работать обратная связь, тогда и школьное «золото» оказалось фальшивым». Что касается ЕГЭ, то вся история этого госэкзамена пронизана скандалами и драмами, в том числе связанными с суицидами школьников. При этом вузовские преподаватели не раз высказывали сомнения в достоверности этих тестов.

«Безусловно, нынешняя система школьного образования нуждается в реформировании, — говорит профессор, теоретик науки Сергей Георгиевич Кара-Мурза. — Мы, к сожалению, не видим научных открытий мирового уровня, сделанных выпускниками российских школ, хотя прошло много времени с 1992 года, который разумно взять за точку отсчета. Приходится констатировать резкое ухудшение качества знаний современных детей».

«СП»: — В чем же причина такого положения вещей?

— Здесь логично вспомнить предысторию, чтобы оценить уровень проблемы. До Великой буржуазной революции во Франции имелись религиозные школы, выпускники которых, получая целостное представление о мире, становились личностями в высоком смысле этого слова. Способ обучения имел университетскую основу. После же буржуазной революции некоторых детей стали учить по этой же университетской системе, но на научной картине мира. В итоге выпускники этих элитарных лицеев обладали системным взглядом на порядок вещей. Основная же масса училась в школе так называемого второго коридора, получая мозаичное представление о мире. Эта же проблема остро стала и в России в последней трети 19 века, когда появилась массовая школа. Наша русская интеллигенция, воспитанная на классической литературе, отвергала разделение на «два коридора» — на элиту и на массу.

Лучшие умы России считали, что школа должна воспроизводить народ, объеденный общей культурой. О накале страстей вокруг этой проблемы можно судить по участию в этой дискуссии царя и военных министров. После Октябрьской революции в 1918 году был созван первый Всероссийский съезд учителей, который и решил, что школа должна быть единой и общеобразовательной, университетского типа. Теперь же единый подход к образованию университетского типа утрачен. Это, конечно, огромный минус.

«СП»: — Советский Союз был первой страной, который ввел эту систему?

— Да, наша страна стала первой, которая начала учить детей по единому стандарту, не деля детей на элиту и массу. Причем, появилось множество специфических моментов. К примеру, детей за плохую учебу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. Я это всё прошел, и скажу так: помогая товарищу, начинаешь по-настоящему понимать предмет. Большинство наших ведущих ученых и конструкторов тоже прошли через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам. Приходилось думать, как же объяснить двоечнику, чтобы он понял. Здесь также разумно вспомнить чистописание. Оказывается, что мозг человека имеет особую обратную связь с кончиками пальцев. Отмечено, что в процессе чистописания развивается механизм мышления. Китайцы же не отменили этот предмет, хотя их иероглифы сложнее нашей кириллицы. В целом, советская школа обладала множеством положительных особенностей, которые в совокупности воспитывали личность.

«СП»: — А интернет?

— Интернет — это данность нашего времени, и отрицать или, тем более, запрещать — это глупость. В то же время необходимо вырабатывать эффективные механизмы, которые нивелировали бы отрицательные воздействия всемирной паутины на детей. Это очень сложная работа, которую обязательно нужно делать.

«СП»: — Как вам видится будущее нашей школы?

— Я уверен, что рано или поздно государство вернется к положительному опыту советской школы, что, собственно, мы кое-где наблюдаем. У нас просто нет иного пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире.

Статьи по  теме От Admin:

Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!

Ольга Васильева рассказала, как изменится сдача ЕГЭ

Изменения в ЕГЭ, единые учебники и «вопрос смартфонов»: Васильева рассказала о будущем образования в России

Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы

Метки: , , , , , , , ,

Отзывов (32) на «О советском образовании, ЕГЭ, Ольге Васильевой и надеждах на лучшее будущее нашей школоты»

  1. Heya i’m for the first time here. I found this board and I find It truly useful & it helped me out a lot. I hope to give something back and aid others like you aided me.

  2. I was studying some of your posts on this internet site and I conceive this site is real informative ! Keep posting .

  3. you're really a just right webmaster. The site loading velocity is incredible. It sort of feels that you are doing any unique trick. Moreover, The contents are masterpiece. you have performed a great task on this subject!

  4. I am continually browsing online for articles that can assist me. Thank you!

  5. I loved as much as you'll receive carried out right here. The sketch is tasteful, your authored material stylish. nonetheless, you command get got an shakiness over that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come more formerly again as exactly the same nearly a lot often inside case you shield this hike.

  6. Great ¡V I should certainly pronounce, impressed with your website. I had no trouble navigating through all the tabs and related info ended up being truly simple to do to access. I recently found what I hoped for before you know it at all. Reasonably unusual. Is likely to appreciate it for those who add forums or anything, site theme . a tones way for your client to communicate. Excellent task...

  7. I do accept as true with all of the ideas you've introduced for your post. They're very convincing and will certainly work. Still, the posts are very quick for starters. Could you please prolong them a bit from subsequent time? Thanks for the post.

  8. I would like to thnkx for the efforts you've put in writing this website. I am hoping the same high-grade site post from you in the upcoming as well. In fact your creative writing abilities has inspired me to get my own site now. Actually the blogging is spreading its wings rapidly. Your write up is a great example of it.

  9. We're a group of volunteers and starting a new scheme in our community. Your web site provided us with valuable information to work on. You've done a formidable job and our entire community will be thankful to you.

  10. Excellent website. A lot of useful information here. I'm sending it to some pals ans additionally sharing in delicious. And obviously, thanks in your sweat!

  11. A person necessarily assist to make seriously posts I might state. This is the first time I frequented your website page and so far? I amazed with the research you made to create this particular publish extraordinary. Wonderful job!

  12. I do agree with all of the concepts you've presented for your post. They're very convincing and will definitely work. Still, the posts are very brief for starters. Could you please lengthen them a little from next time? Thank you for the post.

  13. hey there and thank you for your info – I’ve certainly picked up something new from right here. I did however expertise some technical issues using this site, since I experienced to reload the site lots of times previous to I could get it to load properly. I had been wondering if your web hosting is OK? Not that I am complaining, but sluggish loading instances times will sometimes affect your placement in google and could damage your high-quality score if advertising and marketing with Adwords. Well I am adding this RSS to my email and could look out for a lot more of your respective intriguing content. Make sure you update this again very soon...

  14. I like this web blog so much, saved to favorites. «Respect for the fragility and importance of an individual life is still the mark of an educated man.» by Norman Cousins.

  15. Some truly nice and utilitarian information on this site, besides I think the design and style has wonderful features.

  16. I have not checked in here for a while since I thought it was getting boring, but the last several posts are great quality so I guess I will add you back to my daily bloglist. You deserve it my friend :)

  17. Law:

    You made some good points there. I did a search on the issue and found most guys will agree with your site.

  18. Just desire to say your article is as surprising. The clearness in your post is just great and i could assume you're an expert on this subject. Well with your permission allow me to grab your feed to keep updated with forthcoming post. Thanks a million and please continue the rewarding work.

  19. I am just writing to let you understand of the outstanding encounter my cousin's girl found viewing your webblog. She picked up several details, which included what it's like to have a very effective giving style to make folks without hassle master several complicated subject matter. You truly did more than our expectations. Thank you for showing the necessary, trustworthy, explanatory and as well as cool thoughts on this topic to Evelyn.

  20. I've recently started a blog, the information you provide on this website has helped me tremendously. Thanks for all of your time & work.

  21. Regards for helping out, fantastic information.

  22. Hello there, You've done a great job. I will definitely digg it and personally suggest to my friends. I am confident they'll be benefited from this website.

  23. Great blog! I am loving it!! Will come back again. I am bookmarking your feeds also

  24. I have been absent for a while, but now I remember why I used to love this website. Thanks , I will try and check back more frequently. How frequently you update your web site?

  25. Some really fantastic posts on this web site , thanks for contribution.

  26. Heya i am for the first time here. I found this board and I find It really helpful & it helped me out a lot. I am hoping to give one thing back and aid others such as you aided me. musical artist nick vivid

  27. you have a great blog here! want to have the invite posts in my weblog?

  28. I simply want to mention I am just very new to weblog and truly savored this web page. More than likely I’m likely to bookmark your site . You certainly come with outstanding well written articles. Many thanks for revealing your website.

  29. unisportstore sverige:

    I read this article fully about the difference of latest and earlier technologies, it's remarkable article.

    unisportstore sverige www.tailorandkelle.com/Sv...jor-p-860757.cfm

наверх Счетчик PR-CY.Rank